Законопроект предполагает решение проблемы распределения ответственности за грязные стоки, на которую не раз указывало Минприроды, - сегодня водоканалы вынуждены очищать не только бытовые стоки
ЖКХ, но и сбросы городских промпредприятий. Если мощностей очистных сооружений водоканала не хватает, то штрафы за грязные стоки накладываются не на загрязняющее промпредприятие, а на
водоканал.
Андрей Чиркин,
один из разработчиков законопроекта:
Главная задача законопроекта - гарантировать обеспечение граждан чистой питьевой водой и минимизировать ущерб окружающей среде при том уровне тарифов, который позволил бы провести модернизацию очистных сооружений. В законопроекте прописано, чем могут, а чем не должны заниматься водоканалы. Основная задача водоканалов - очищение бытовых сбросов. Промышленные отходы водоканалы очищать не в состоянии, поэтому был декларирован принцип: кто загрязняет, тот и платит. Предприятия будут декларировать свои сбросы, это будет контролироваться, и если они не имеют возможности быстро ввести в эксплуатацию свои очистные сооружения, то будет дан срок на санацию, после чего они должны будут уже сами заниматься очищением своих отходов и сбросов.
Согласно законопроекту, промышленные предприятия, сбрасывающие загрязненные сточные воды в централизованную систему водоотведения, должны либо оплатить водоканалу строительство дополнительных
очистных сооружений, либо построить их самостоятельно. При этом в законе оговаривается (статья 25), что платежи предприятий за сверхнормативные сбросы и негативное воздействие на водные объекты
"не освобождают их от возмещения вреда, причиненного водным объектам и централизованным системам канализования".
Другим новшеством законопроекта стало введение института "регуляторных договоров" (статья 10), призванных гарантировать водоканалам возврат инвестиций в строительство очистных сооружений и
защитить их от претензий экологов, пишет "Коммерсант".


