Торговля не воздухом
Обычно расписание многих специалистов в области "красивых" услуг формируется как минимум на две недели вперед. Но с недавнего времени заскучали даже самые именитые профессионалы. Корреспондент газеты "Ваше дело" провел эксперимент, обзвонив 10 салонов, относящихся к категориям "средний плюс" и "премиум". Задача попасть на стрижку-покраску-укладку в тот же день легко решилась в восьми предприятиях. И, как говорят участники рынка, такая ситуация начала складываться еще в предновогодний период. Если обычно "предпраздничная лихорадка" стартует с 10–12 декабря, то в этот раз – на две недели позже. Кроме того, порядка 15% клиентской массы сменили свои приоритеты в пользу более экономичных заведений.
"Существенный приток клиентов начался перед Новым годом, – говорит владелица сети салонов "Мэм" Эльмира Кулешова. – Эти люди пришли из "премиума", где стоимость услуг как минимум в три раза выше. А материалы при этом одинаковые". Директор парикмахерской "Эконом-класс" Ирина Легостаева заметила волну новых посетителей еще в ноябре. "Люди начали экономить и сейчас с готовностью отказываются от элитных интерьеров. А ведь именно в них в большинстве случаев и заключается разница между обычными парикмахерскими и салонами". Представители последних пока не могут говорить о серьезном движении вниз. "Клиенты отмечают, что, возможно, будут ходить чуть реже, но салон менять не планируют. Салоны красоты далеки от торговли воздухом – мы работаем в реальном секторе, где невозможно продать услугу, если она не делает потребителя лучше, чем он был раньше", – полагает управляющая салоном "Гламур" Ольга Порохина.
Три варианта
Как отмечают участники рынка, потребители стали реже покупать средства по уходу, представленные в салонах. Но куда более волнительным для отрасли явилось сокращение объема потребляемых услуг. "Некоторые из них очень дорогостоящие, и многие клиенты сейчас не могут их себе позволить", – говорит директор студии красоты "Для тебя" Татьяна Амзаракова. И действительно, большинство сервисов связаны с использованием профессиональных импортных препаратов, которые подорожали на 30–40%. Ряд участников рынка естественным образом индексируют свой прайс. "Цены будут меняться в соответствии со стоимостью материалов", – сообщила директор салона "Диасан" Жанна Дербан.
Однако это не означает, что подорожание услуг идет теми же темпами: в индустрии реализуется несколько вариантов сдерживания цен. "Мы сделали большой закуп, когда валютный курс еще был приемлемым. Кроме того, некоторые поставщики стали активно предлагать акции, где за объем идут дополнительные бонусы в виде товара", – сообщила г-жа Порохина. Второй вариант – это снижение уровня рентабельности. "Пока это наиболее приемлемый способ сдерживать цены. При этом нам, конечно, приходится больше работать, чтобы не уйти "в минус", – отметила владелица парикмахерской "Лариса" Лариса Голомедова. Увеличила нагрузку и г-жа Кулешова. "Мы удлинили рабочий день, что оказалось на руку: предприниматели редко могут себе позволить посещение салона в течение дня. А вот ранним утром или поздним вечером им вполне удобно", – сообщила хозяйка салонов "Мэм". Третий вариант, который взяли на вооружение предприниматели, – оптимизация прочих расходов. В частности, компании перестали тратиться на рекламу и перешли на режим экономии электроэнергии.
Материальная зависимость
Стоит отметить, что производители профессиональных средств предложили "красивой" индустрии еще один вариант. Так, ценами старается отыграть давно утерянные позиции отечественная профессиональная косметика, – в частности, так поступает компания "Арнест". А зарубежные марки выводят на рынок брэнды, которые позиционируются как профессиональные, а стоят как масс-маркет. Первопроходцем в этом направлении стал Schwarzkopf & Henkel, недавно представивший марку Syoss.
Однако участники бьюти-рынка не собираются переходить на дешевую продукцию. "Материалы – это часть имиджа, и удешевлять его нельзя", – говорит Татьяна Амзаракова. "Неизвестен эффект от такой продукции. Так что лучше не экспериментировать с лояльностью клиентов", – уверена г-жа Голомедова. В салоне "Для тебя" наравне с прежними марками вводят более дешевые альтернативы. А в "Гламуре" предпочитают новинки привычной ценовой категории. "У нас были отказы от некоторых позиций, которые настолько выросли в цене, что дальнейшее их использование потеряло смысл. Но кризис – не причина отказываться от нового. Конечно, мы осторожнее подходим к выбору новых препаратов, семь раз подумаем, пройдем обучение, проанализируем все за и против, прежде чем вводить новую марку", – рассказала Ольга Порохина.
Немаловажно, что большинство игроков рынка работают на арендных площадях. А ставка за последние полгода в ряде случаев поднялась на 15–20%. Кроме того, выросла стоимость услуг ЖКХ и охранных сервисов. А экономические показатели населения всех категорий становятся все скромнее. С учетом этих факторов можно предположить, что переход на более дешевые марки материалов неизбежен. Так что инициатива производителей препаратов, скорее всего, достаточно скоро найдет отклик на клиентском рынке.
Действует безотказно
Главной целью предпринимателей сейчас является сохранение мастеров и клиентской базы. В салонах активно внедряют дисконтирование и бонусные системы. Однако при этом заверяют, что даже увеличение стоимости услуг практически не влияет на приверженность клиента к определенным "рукам". Кроме того, в компаниях стараются работать над повышением уровня сервиса. "Клиент никуда не уйдет, если ему в салоне нравится. А мы многое для этого делаем: совершенствуем сервис, улучшаем комфортабельность", – сообщила владелица "Салона Ксении Князевой" Ксения Князева.
Участники рынка понимают, что определенная доля потребителей все же уйдет по пути вертикального перемещения. "Но не думаю, что это будет большой процент. Скорее всего, это будут клиенты, находящиеся в постоянном поиске, и кризис будет дополнительным стимулом для них поискать что-то иное, возможно, менее дорогое. Так что у нас есть великолепный шанс получить новых клиентов", – надеется управляющая салоном "Гламур".
Сколь бы оптимистичными ни были взгляды участников рынка, а количественное выражение отрасли становится все скромнее. "Многие сдают свои площади и оборудование в аренду, выставляют бизнес на продажу. Скорее всего, в ближайшее время мы потеряем порядка 15% рынка", – сообщила г-жа Кулешова. Сокращение рынка рассматривается как очистительная процедура. "Кризис как зима в природе. Она задумана для очищения от всего слабого и нежизнеспособного. Но за холодами вновь придет солнце, и салонный бизнес расцветет", – поэтично выразилась г-жа Порохина.
Хозяйка "Салона Ксении Князевой" уверена: "Люди откажутся от посещения клубов, от путешествий, но не от собственной красоты и здоровья". Это мнение пока подтверждается исследованиями: даже глобальные экономические катаклизмы не помеха стремлению красиво жить. Так, согласно январскому опросу "РБК", проведенному в семи округах страны, россияне скорее откажут себе в колбасе, нежели в стрижке и маникюре: статус или желание его иметь обязывает следить за собой. И не хитрости оптимизации, а именно этот нюанс позволяет бьюти-рынку надеяться на экономическое благополучие.
Справка
Порядка 12% составил прирост местного бьюти-рынка в денежном выражении в 2008 году. В 2007 году этот показатель был около 10%, и, по прогнозам представителей отрасли, в 2009 году рынок вернется к этому уровню.
$ 10 тыс. – такова нижняя граница стоимости входа на рынок красоты в Барнауле. В конце 2007 – начале 2008 годов минимально возможный стартовый показатель равнялся $ 8 тыс.
Примерно 100 предприятий "красивого" рынка Барнаула покинули отрасль в течение года.
Около 30% рынка в денежном выражении относится к теневому сектору рынка.
Порядка 300 салонов красоты и парикмахерских работают в Барнауле.
Факты
Клиенты салонов красоты частично перешли в более экономичные заведения и уменьшили число потребляемых услуг.
Причины
Снижение степени экономического благополучия населения, подорожание расходных материалов, используемых в бьюти-секторе.
Последствия
Сокращение числа игроков рынка салонов красоты, оптимизация бизнес-процессов участников рынка в целях сдерживания цен на услуги.
Мнения экспертов
Я могу использовать ситуацию себе во благо
Свой второй салон владелица сети салонов красоты "Мэм" Эльмира Кулешова открыла на заре кризиса, третий готовится к запуску в мае текущего года. Г-жа Кулешова развивается за счет собственных средств и считает, что при грамотном подходе кризис бизнесу не помеха.
Несмотря на кризисные явления, мои салоны чувствуют себя прекрасно. В первый пришли новые клиенты, второй показывает устойчивый рост, в основном за счет солярия. В оборудование я вложила очень серьезные деньги, и пока, насколько я знаю, этот солярий в Барнауле эксклюзивный.
Кроме того, у салона выигрышное территориальное расположение – у меня здесь нет конкурентов. Именно на эти нюансы я делала ставку при запуске проекта и, полагаю, не ошиблась. Что касается третьего салона, то и здесь у меня нет сомнений в успехе. Сейчас я достраиваю объект и жду заказанное для него оборудование. Салон будет иметь преимущественно косметологическую направленность и располагать рядом дополнительных опций: предусмотрены бар, детская игровая комната. Проект, безусловно, дорогостоящий, но я надеюсь, что сумею быстро сделать его рентабельным. Прежде всего, эти надежды связаны с персоналом и моим опытом в бизнесе: практика показала, что я могу и кризис использовать себе во благо.
Надо бежать в два раза быстрее
Как полагает управляющая салоном красоты "Гламур" Ольга Порохина, от кризисных явлений в меньшей степени пострадают простейшие, но необходимые услуги. Остальные ожидает спад. Однако это не повод снижать цены на услуги. Г-жа Порохина рассказала о том, как в компании относятся к кризису.
Главное в момент кризиса – быть сильным. А для этого нужно постоянно развиваться и действовать. Мы всегда находимся в поиске новых современных технологий по всем направлениям салонных услуг. Без этого в нашем меняющемся и требующем новинок "красивом" бизнесе нельзя. Если постоянно не учишься – тебя относит назад. Как в сказке "Алиса в стране чудес": "Надо бежать изо всех сил, чтобы только оставаться на месте, а чтобы попасть куда-нибудь, надо бежать в два раза быстрее!"
В декабре мы расширили спектр услуг парикмахерского зала: ввели новую линию, в январе-феврале – новые препараты по контурной пластике, биоревитализации и мезотерапии.
Мне очень нравится девиз семейства Гуччи "Цена забывается быстро, качество помнят долго". В нашей работе самое важное – это качественно выполненная услуга. И мы не пойдем на снижение качества наших услуг, для того чтобы привлечь клиента более низкой ценой.
Клиентов стало больше, чем было раньше
Первый "Салон Ирины Скляр" открылся в Барнауле в 1998 году. Четвертый салон сети Ирина Скляр открыла в разгар текущего кризиса и отмечает, что дела у нее идут куда лучше, чем в докризисный период.
Сложно представить, что должно произойти, чтобы женщина перестала стричься и чистить ногти! Люди хотят быть ухоженными, радовать себя, и особенно это важно в такой сложный для многих период, как экономический кризис. Мы не оказываем каких-то очень дорогих и сложных услуг, поэтому я не могу говорить о каком-то спаде. Да, было традиционное сезонное затишье в январе-феврале, но сейчас идет наплыв клиентов, и, как мне кажется, даже больший, чем в прошлые годы.
Сейчас открылся четвертый салон в спальном районе – в ТЦ "Европа". Я полагаю, что спальные районы всегда более рентабельны, чем неспальные. Кроме того, за 10 лет работы мы накопили хороший опыт анализа, планирования, управления и общения. Поэтому я точно знаю, что и у нового салона будет успех, он достаточно быстро выйдет на уровень рентабельности. Пока там работают наши старые, надежные мастера, но ищу новых: с персоналом в нашей отрасли всегда проблема. Думаю, сокращение числа салонов в Барнауле положительно скажется на этой ситуации. Хотя в целом, конечно, и жаль, что энтузиасты рынок покидают.
Самое важное - в нашем Telegram-канале