Потребитель

Сергей Писарев: "Утром иду не в офис, а в зоопарк"

В обозримом будущем в Барнауле вряд ли будет построен аквапарк или аналог Диснейленда. Но вполне возможным представляется создание зоопарка европейского уровня. Во всяком случае, на это надеется директор парка "Лесная сказка" Сергей Писарев. Он считает, что при должной поддержке администрации города и края он сумеет развить свой небольшой зоопарк, что в том числе повысит привлекательность региона для туристов. Об этом, о нюансах паркового бизнеса и экономике "Лесной сказки" рассказал г-н Писарев.

Сергей Писарев, директор парка "Лесная сказка".
Сергей Писарев, директор парка "Лесная сказка".
Павел Водопьянов

Нужный балласт

– Сергей Викторович, как получилось, что вы возглавили "Лесную сказку"?

– Мне всегда очень нравилось ходить в зоопарки и в каждом городе, где бывал, обязательно посещал их. И вот в определенный момент судьба предоставила мне такую возможность. Когда в 2001 году меня назначили заместителем главы администрации Индустриального района по социальным вопросам, я по долгу службы приехал в парк – знакомиться. Там был зооуголок, от которого мне стало жутко, это был позор! Животных кормили перловой кашей, ни о каких витаминах или мясе даже речи не шло, это нельзя было никому показывать! Меня все это сильно зацепило. Через некоторое время после того, как я решил уйти из администрации, мне предложили возглавить "Лесную сказку". Сегодня с полной уверенностью могу сказать, что нашел дело, которое приносит мне умиротворение и радость. Когда приезжаю утром на работу, я иду сначала не в офис, а в зоопарк. И общаюсь с животными: они ведь тоже разговаривают, здороваются.

– У вас в управлении весьма обширные угодья и едва ли не большая часть территории – балласт. Нет задачи сократить участок?

– Содержать парковую территорию очень проблематично. Почему некоторые парки – чисто коммерческие зоны? Там наставили аттракционов, уплотнили их до такой степени, что погулять негде. У нас такая возможность есть. Но наш объект очень сложно содержать: мы ежегодно тратим огромные финансовые средства только на благоустройство территории. А экономической отдачи-то от этого никакой.

Да, эти земли – балласт. Но если мы возьмем, скажем, себе 4 га и будем их развивать, а остальное отдадим, то территорию в лучшем случае моментально застроят, в худшем – она превратится в заброшенный пустырь, на месте которого впоследствии образуется свалка. В новом генплане развития Барнаула, который скоро будет утверждаться в Думе, определены территории новых жилых массивов, в том числе и в Индустриальном районе. Но, к счастью, сохранены парки, которые сейчас существуют.

Стараюсь не злоупотреблять

– Есть мнение, что наличие земли в муниципальной собственности тормозит развитие как конкретного парка, так и индустрии отдыха и развлечений в целом. Вы согласны с этим?

– Возможно, это отчасти верно. Но такой вариант – сейчас едва ли не единственно возможный способ сохранить территории и их профиль. Такой объект нужен городу и краю. Директор новосибирского зоопарка установил тесные связи с администрациями города и области и убедил власти, что зоопарк им нужен. И сейчас регион ежегодно выделяет на развитие зоопарка серьезную сумму – 47 млн. рублей! И областной же бюджет взял на себя все расходы по аренде земли и оплате коммунальных платежей. Я нашему губернатору тоже недавно написал соответствующее обращение. Вот развивают ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" – хорошо. Но сначала туристы, приезжающие в Барнаул, могли бы посетить красивый современный зоопарк, где можно приятно провести время до отъезда на территорию "Бирюзовой Катуни".

– Можно ли говорить, что ваш политический статус депутата гордумы обеспечивает определенное лоббирование интересов парка?

– Вообще-то, я стараюсь не злоупотреблять. Но в целях продвижения парка я использую этот инструмент. Скажем, после последнего заседания Барнаульской городской Думы я привез сюда наших депутатов и глав всех пяти районов. И вот что удивительно: многие, оказывается, и не знали, что в Барнауле еще и зоопарк есть. А ведь мы в течение трех лет добросовестно даем рекламу, о парке пишут, его показывают даже на центральных телеканалах. У нас, как ни в одном парке города, идут еженедельные развлекательные мероприятия, мы собираем по 14 тыс. человек в праздничные дни! Сейчас нашу работу заметили и отдали должное: в этом году город­ской праздник в честь Дня молодежи прошел именно в "Лесной сказке".

Как в сказке

– В Сибири парковый сезон длится не более пяти месяцев. Этот срок позволяет получать прибыль?

– Да. Основная статья доходов у нас – это билеты. Есть и спонсорская помощь, которую мы также учитываем. Например, компании "РИКИ" и "София" обеспечивают всех хищников мясными продуктами, а "Мария-Ра" дает нам еженедельно по 100 кг крупосмесей, овощей и фруктов.

– А зимой парк работает в ноль или с убытками?

– Конечно, у нас не сингапурский остров развлечений Сентоза, где круглый год много туристов. Но мы все время думаем, что внедрить в парке, чтобы зарабатывать и в зимний период. Вот, например, каток. Три года назад мы закупили новые коньки, залили каток и в первый сезон заработали очень хорошие деньги. Но уже второй сезон оказался невыгодным, мы сработали в ноль. Возможно, падение спроса на такой вид отдыха связано с тем, что утихла популярность, возникшая с выходом ледовых шоу на центральных каналах. И те, кто организовывал прокат коньков в прошлом году, в новом сезоне делать этого уже не будут, и наш парк отказывается от этого. Но мы прекрасно понимаем, что нужно что-то предлагать взамен. Сейчас рассматриваем предложение волжского завода: они разработали аттракционы специально для зимы. Это самоходные сани и русская печка – как в сказке про Емелю. На наших 24 га можно проложить отличные тропы для таких аттракционов.

Кроме того, наш зоопарк работает круглый год, и мы многое делаем для того, чтобы его активно посещали. Каждые выходные с 1 декабря и весь январь у нас идет празднование Нового года, это позволяет нам зимой зарабатывать неплохие деньги. Когда
1 декабря мы ставим в парке елку и говорим, что наступает Год Красного Быка, то привозим в зоопарк именно это животное, чтобы люди пришли. Вот и сейчас разрабатываем программу действий на зимний период.

– А когда Год Дракона наступит – дракона привезете? И тигра?

– С драконом не проблема – это же символ. Ящерица, игуана – это тоже драконы. А вот с тигром сложнее. Нам уже не­однократно поступали предложения купить тигра или льва. Но и тому, и другому в день нужно 10 кг свежего мяса. Мякоть стоит 200 рублей. То есть, не считая витаминов, лекарств, затрат на уход, 2 тыс. рублей ежедневно. Пока мы не можем себе этого позволить.

– Вам известны примеры развитых самоокупаемых зоопарков?

– Таких в мире всего два: в Сингапуре и в Сан-Диего. Остальные дотирует государство. Яркий и ближайший к нам пример – Новосибирский зоопарк. Мы, конечно, тоже стараемся развиваться, изучили опыт многих зоопарков. Но у всех, кроме Новосибирска, одинаковые проблемы. Поэтому мы сейчас взяли на вооружение их практику. Так, там 50 крупнейших предпринимателей области изготовили вольеры, размещают свою рекламу на них и помогают обеспечивать питание. Каждая организация отвечает за то или иное животное. У нас это движение только начинается. Но невозможно все сделать в одночасье. За три года мы уже многого добились по развитию зоопарка, и я доволен тем, что мы сделали.

Огромные деньги

– А какое-нибудь движение вперед идет в части аттракционов? Местные парки часто обвиняют в использовании "антиквариата"…

– Конечно, обновление должно происходить постоянно. В этом сезоне мы поставили новый аттракцион – "Бамперные лодочки". И 1 июня у нас была очередь от ворот! Но есть такие старые аттракционы, которые пользуются спросом всегда. Вот у нас есть детская железная дорога. Разбитая, допотопная. Но это самый доходный аттракцион. Поэтому я его не уберу.

В Москве европейский или американский аттракцион отработал сезон-два, и парк его "сбрасывает". Но купить подержанную американскую горку за несколько миллионов долларов и установить ее здесь – безрассудство. Деньги огромные, ответственность – еще больше.

– В том числе и поэтому в Барнауле не появляется аквапарк?

– Наверное, да. Большой, современный аквапарк – это очень дорогостоящий проект. В "Лесную сказку" в докризисное время приезжали люди, смотрели и обсчитывали возможные варианты. В мегаполисе такой объект может окупиться лет за 10, а в Барнауле с его количеством населения и доходами – куда дольше. Потенциальные инвесторы подсчитывают все это и уходят. Но небольшой аквапарк, кстати, в Барнауле скоро будет – в бывшем бассейне "Садко".

– В регионе действует отраслевой союз "Лига парков Сибири". Почему туда не входит "Лесная сказка"?

– Я же имею право туда не вступать?! Но тем не менее мы вместе решаем определенные проблемы. Вот в Думе смогли вполовину снизить коэффициент, применяемый для всех парков к арендной плате: до 0,5. Мы ведь вкладываем средства в рекреационную зону парковой территории!

"Лига" ориентирована на аттракционы, а меня это интересует в меньшей степени. Я больше интересуюсь зоопарками и именно в этой сфере ищу себе партнеров. Вот будет создана ассоциация зоопарков Сибири – я туда точно войду.

– У вас есть дома животные?

– Раньше у меня были рыбки, черепахи, ежи и коза.13 лет прожила у меня болонка Юлька, которую мои сыновья подобрали на улице. Но в старости животное тяжело заболело, ситуация была трагическая, и пришлось Юльку усыпить. Отвез ее в клинику, прихожу домой, настроение просто омерзительное, а у дверей сидит маленький котенок. Вся семья в ожидании моего прихода, и все наперебой говорят: ты там видел котеночка? Может, нам его взять? Засмеялись и взяли, назвали Жужей. Повадки полностью Юлькины, встречает так же, как собака, разве что не гавкает.

– Есть на свете место, где бы вы очень хотели побывать?

– Я всегда мечтал побывать в Амазонии. Правда, теперь боюсь эту мечту осуществлять после трагического рейса Air France. Меня вообще интересует девственная природа. Когда появилась возможность побывать во многих странах, я понял, каким плохим был учителем географии, хотя это и не моя вина, а системы, которая не дает возможность учителям увидеть предмет своими глазами – географию, биологию… Когда ты просто пересказываешь текст, нет эмоций, а когда ты рассказываешь о том, что видел, горят глаза.

– На что бы вы потратили деньги без оглядки?

– На путешествия. Если бы появились деньги и можно было их потратить, я бы даже, наверное, дома об этом не сказал и куда-нибудь уехал!

Что мы знаем о Сергее Писареве

Сергей Викторович Писарев родился 8 марта 1958 года в Змеиногорске. Окончил Новосибирский политехнический техникум, затем 12 лет прослужил в рядах Советской армии. В 1987 году он заочно окончил Горно-Алтайский педагогический институт по специальности "Учитель географии", в 1999 году прошел переподготовку в Барнаульском государственном педагогическом университете по специальности "Управление образованием". Г-н Писарев – ветеран труда, имеет статус "Отличник народного просвещения". В настоящий момент он член партии "Единая Россия", депутат Барнаульской городской Думы и директор парка "Лесная сказка". Парк расположен на муниципальном участке в 24 га, земля находится у предприятия в аренде. В зоопарке "Лесной сказки" 150 голов 35 видов животных.

Сергей Викторович женат, у него двое взрослых сыновей и внуки. О своих увлечениях он говорит так: "Я люблю водить машину и выращивать декоративные растения и цветы на своем дачном участке". А основная его страсть – путешествия. "У меня мама – геолог, всю свою молодость она провела в экспедициях. И у меня в крови страсть к путешествиям. Самые сильные ощущения оставила поездка на верблюде по пустыне Сахара близ города Туза – это ворота в Сахару в Тунисе. Там я почувствовал себя песчинкой в огромном мироздании".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость