Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене

В Барнауле хотят сократить количество маршруток-«Газелей» с 600 до 250 штук

У пассажирских микроавтобусов класса «Газель» есть как сторонники, так и противники. Первые ратуют за поддержку отечественного производителя и удобства для пассажиров. Другие апеллируют к статистике аварийности на дорогах с участием газелистов.

В нашем городе, обвиняя во всех бедах этот автомобиль, власти готовы на кардинальные изменения пассажирских перевозок.

19 апреля редакция «СК» организовала круглый стол с людьми, так или иначе завязанными в споре о «Газелях».

Участники круглого стола

Олег Юдин, заместитель председателя комитета по транспорту и связи администрации города

Сергей Ярославецкий, заместитель начальника краевого УГИБДД

Александр Перепелица, заместитель руководителя Управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Валерий Леонов, председатель Барнаульского общества автопредпринимателей

Петр Санаев, заместитель директора СТО «Южный» («АлтайГАЗавтосервис»)

Александр Ушаков, директор лизинговой компании «Алтай-Лизинг»

Игорь Тимофеев, заместитель начальника межрайонного отдела государственного техосмотра и регистрации автотранспортных средств ГИБДД УВД Алтайского края

Перевозчики: Владимир Федоров, Кирилл Зайцев

Чего от них хочет власть?

— Мы взяли курс на вытеснение «Газелей» с центральных улиц Барнаула, чтобы заменить их на более вместительный транспорт, — говорит Олег Юдин.

По мнению Юдина, есть еще один момент не в пользу «Газелей»:

— «Газели», конечно, сделали свое хорошее дело, но сегодня пассажир стал более требовательным: ему хочется более комфортной и безопасной езды.

Администрация города готовит документ, который позволит создать новую систему пассажироперевозок. Приоритет будет отдан более вместительным по сравнению с «Газелями» автобусам, но в то же время компактным и маневренным.

В авариях они не виноваты

Статистика показывает, что «Газель» — самая распространенная марка в сводках аварийности. Но дело не в машинах.

— Все аварии с «Газелями», — говорит Кирилл Зайцев, — от неправильной организации перевозок. Одни ставят задачу на развитие транспортного предприятия, другие — на быструю наживу. Поэтому у тех, кто занимается безопасностью, показатели аварийности снижаются.

Основная проблема аварийности кроется в подборе кадров.

— Вы посмотрите, какие водители работают на больших автобусах, — говорит Петр Санаев. — Они имеют большой стаж, им по 40 лет и больше. На «Газелях» водители такого возраста физически не справляются: план, скорость… Поэтому на «Газелях» работают молодые ребята, без достаточного опыта.

Важной причиной бардака в сфере услуг является отсутствия должного контроля за пассажироперевозчиками. Все участники круглого стола сошлись во мнении, что необходимо отдавать предпочтения организованным перевозчикам.

— Обратите внимание, — говорит Кирилл Зайцев, — утром на каждой стоянке по пять «Газелей» стоят. Очень часто такие перевозчики не имеют ни собственного гаража, ни ремзоны, ни предрейсовых подготовок.

Сотрудник Управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Перепелица по поводу бардака заявил следующее:

— Нам в укор звучит, что мы допускаем на перевозки всех подряд. Таковы наши законы. Вы все знаете, что государственная политика направлена на развитие малого и среднего бизнеса, нужно упрощать все процедуры. Мы не можем не допустить перевозчика, если он не имеет, например, производственной базы. Имея договор на техобслуживание, мы допускаем к перевозкам. Мы понимаем, что такие перевозчики не могут обеспечить должный уровень безопасности, но ситуация такова.

Обсуждая проблемы аварийности на круглом столе, присутствовавшие пришли к выводу: не «Газели» виновники всех бед, а случайные люди в организации перевозок.

Чем их заменят?

В местных СМИ прошла информация о том, что «Газели» заменят китайскими или корейскими автобусами. Некоторые маршруты уже обслуживаются таковыми.

Представители власти заверили, что тотальной замены пассажирского транспорта на автобусы азиатских производителей не будет, хотя китайские предприниматели активно продвигают свой товар на наш рынок, предлагая очень выгодные условия покупки техники.

— Подобная ситуация возникла несколько лет назад в Казахстане, — спорит с идеей замены «Газелей» на «китайцев» Кирилл Зайцев, — когда большинство перевозчиков «пересели» на китайские микроавтобусы. Сейчас они опять закупают «Газели», потому что надежность отечественных машин намного выше, а китайские и корейские автобусы пытаются продать нам.

Валерий Леонов рассказал, что он занимался изучением этого вопроса, был в Китае на автозаводе, который выпускает 15-местные автобусы. Вот что рассказывает: «Я им говорю, что качество плохое, а они мне: „Зато дешевые“. Вот и весь разговор. Конечно, аварийность из-за плохого качества в несколько раз выше».

— Я не вижу, чем сегодня реально можно заменить «Газель», — говорит Кирилл Зайцев. — Я не произвожу ее, я ею не торгую. Я на ней езжу. Дайте мне достойный автомобиль, я сравню все плюсы и минусы и отдам предпочтение лучшему. В качестве эксперимента мы закупили семь новых «Мерседесов». Один «Мерседес» обошелся нам по стоимости, как пять «Газелей». Представляете разницу…

Директор лизинговой компании «Алтай-Лизинг» Александр Ушаков на круглом столе предложил как альтернативу «Газелям» покупать предпринимателям автобусы 4-го поколения Павловского завода. Они и маневренные, и посадочных мест 37 и 52, только вот стоят больше миллиона рублей, что примерно в три раза превышает стоимость «газельки»…

Плюсы и минусы микроавтобуса класса «Газель»

«+"

Дешевый

Быстро окупаемый

Маневренный

Соответствует «Евро-2»

Дешевый в обслуживании

«-"

«Газель» — самый аварийный микроавтобус

Малогабаритный

Маловместимый

Цена билета выше, чем в большом автобусе

Цитаты круглого стола

О. Юдин:

— В том, что возник вопрос замены отечественных микроавтобусов, виноваты только газелисты. Они сами создали себе такую репутацию: высокая аварийность, система оплаты поощряет лихачество и т. д. Но революции не будет. Никого мы не выгоним просто так.

С. Ярославецкий:

— Для сотрудников ГИБДД неважно, какие автобусы будут ездить на маршрутах — корейские или китайские. Главное, чтобы водители соблюдали правила дорожного движения.

В. Леонов:

— Почему «Газель» прижилась? Дешевая в обслуживании, окупаемость большая и быстрая. Понятно, что пассажиры стоя туда пихаются, а потом аварии. Надо комплексно решать эту проблему, в первую очередь предприниматели должны платить водителю за регулярность, а не за то, сколько денег он привез.

А. Перепелица:

— Задача у нас одна — мы ужесточаем требования к неорганизованным перевозчикам, стараемся их чаще проверять. Но закон позволяет делать это один раз в год. Рычагов контроля недостаточно.

А. Ушаков:

— Меня очень обеспокоило сообщение о том, что «Газели» будут сняты с маршрутов. Сегодня у нас в лизинге находится 80 «Газелей», сумма долга предпринимателей — 15 млн. рублей. Но здесь еще одна проблема — перевозчики не хотят покупать автобусы вместимостью более 20 мест, потому что тогда нужно будет бесплатно возить льготников.

К. Зайцев:

— Мы за реформы, только не радикальными методами. Мы согласны с администрацией, что нужно сокращать количество перевозчиков и убирать с рынка тех, кто имеет две-три «Газели», арендует маршруты с целью наживы.

Микроавтобусные аварии

В 2000 году, когда время «Газелей» только начиналось, было всего четыре ДТП. В 2004 году уже 124, в них 10 человек погибло, 200 раненых. До 183 увеличилось количество ДТП в 2005 году: 12 погибло, 343 раненых. За три месяца этого года, по данным ГИБДД УВД края, произошло уже 43 ДТП по вине газелистов.

Идеи круглого стола

— В городе должно быть не больше 10 фирм — организаторов перевозок пассажиров. Это касается и больших автобусов, и автобусов малой вместимости. Тогда будет порядок (В. Леонов).

— Городу нужны транспортные логисты, которые бы четко переделали маршруты (К. Зайцев).

— Чтобы разгрузить Барнаул, нужно сократить количество пересекающих весь город микроавтобусов из пригородов. Например, сделать где-нибудь на ВРЗ конечные остановки маршруток из Новоалтайска (П. Санаев).

— Необходимо создать базу, в которой учитывать всех недобросовестных водителей (К. Зайцев).

Есть идея: совместно с администрацией города установить навигаторы на микроавтобусах. В течение дня можно посмотреть, где, когда и с каким интервалом водитель останавливался. По мнению Леонова, это даст возможность организаторам более четко контролировать работу водителей.

Справка «СК»

В крае выдано 1062 лицензии на пассажирские перевозки. 4600 единиц транспорта

работают на маршрутах. Только за первый квартал 2006 года 12 лицензий приостановлено, из них восемь принадлежали владельцев «Газелей».

В настоящее время на городских маршрутах работает чуть больше 600 «Газелей». В ближайшем будущем планируется сократить их количество до 250 штук.

Алла НАДЕЖКИНА.

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Рассказать новость