Касса самообслуживания от "Ритейл Сервиса" вызвала большой интерес на форуме: возле нее постоянно были люди. Пока это единственное место в Барнауле, где они могли самостоятельно "отбить" йогурт или бутылку воды. Потом, правда, вернув их на место для других желающих.
Алексей Шишкин,
директор департамента программного обеспечения Artix группы компаний “Ритейл Сервис”:
Я не думаю, что покупатели Барнаула сильно отличаются от покупателей Санкт-Петербурга в плане восприятия технологий. У нас уже есть опыт, когда даже люди пенсионного возраста нормально воспринимали эти системы. В магазинах одной сети в Санкт-Петербурге уже до 40% покупок совершается через кассы самообслуживания через полгода их установки.
Всего в России пока лишь несколько компаний внедрили эти системы. Первая касса самообслуживания появилась в 2012 году в сети гипермаркетов "Глобус". Сеть купила кассы напрямую у американской компании NCR, которая занимает 70% рынка систем самообслуживания в мире и была первопроходцем этого рынка.
"Обычно в одном магазине ставят две-три кассы, это минимум, иначе эффекта от их установки для магазина не будет, — рассказывает Алексей Шишкин. — За границей семь-восемь касс обслуживает один консультант: эти системы оптимизируют затраты на персонал. Те продавцы, которые в результате внедрения касс освобождаются, не увольняются, а уходят работать в зал или переводятся в другой магазин торговой сети. Сегодня во многих магазинах очевидна нехватка персонала в торговых залах — особенно в час пик".
Ритейлер покупает не только сами кассы, но и консультации по эксплуатации.
Илья Штром,
директор сети супермаркетов “Лэнд”, один из магазинов которой работает по франшизе в Барнауле:
Стоимость оборудования одной кассы самообслуживания — около 1,3 млн. рублей, что в три раза дороже традиционной кассы. Сегодня кассы самообслуживания установлены в пяти супермаркетах “Лэнд”. Мы наблюдаем, что услуга особенно востребована среди клиентов, чек которых содержит до 10 позиций. Особенно актуально использование касс самообслуживания в ночное время, когда работает минимум обычных касс. Решение позволяет увеличить пропускную способность магазина в среднем на 2–4%, снизить издержки на персонал, сократить время оплаты на 30–50%, а покупательский поток увеличить до 4%.
Во-вторых, потому что прежде чем технология "Ритейл Сервиса" станет массовой, она может устареть: ее вытеснят мобильные технологии, которые позволят покупателям отбивать товар при помощи смартфона.
Виктор Филипчук,
учредитель торговой сети “Новэкс”:
Плюс в том, что они ускоряют процесс обслуживания покупателей. Минус — такие кассы можно внедрять только для тех клиентов, которым доверяешь, ведь за всеми не уследишь. В наших магазинах потери от покупателей, которые крадут товар, и так пока еще слишком велики.
Илья Штром охарактеризовал кассы самообслуживания как дополнительную услугу для покупателей, а не замену классических устройств с кассирами. "Лэнд" не собирается ставить покупку новых касс в обязанность своим франчайзи. Но шанс покупать "без посредников" может появиться у жителей края в других магазинах. Среди точек, где это может произойти, Алексей Шишкин назвал магазины SPAR, один из которых откроется по франшизе в барнаульском торгово-офисном центре "Гулливер парк".
Этапы самообслуживания
1. Покупатель ставит корзину с продуктами на специальную полку. Нажимает кнопку "Пуск" на сенсорном экране.
2. Каждый товар "пробивают" с помощью сканера (покупку нужно поднести к нему стороной со штрихкодом). Если в одной связке больше чем одна единица товара, дополнительно вводится количество.
3. После "пробивки" товар ставят в зону упаковки — на полку с функцией взвешивания. Так проверяется соответствие того, что "отбили", и того, что поставили. Поэтому нельзя вначале "отбить" йогурт, затем газировку, а на полку поставить их в обратном порядке.
4. Выбирается способ оплаты: наличные, кредитная карта, использование бонусных карт. Мелочь кидается в специальную емкость с желобом, бумажные деньги отправляются в щель, привычный покупателям платежный терминал расположен справа от экрана.
5. Касса выдает чек.
6. Продавец-консультант вызывается при помощи красного сигнального фонаря, если:
- автомат определил несоответствие того, что "отбили", и того, что поставили в зону упаковки;
- покупатель берет товар с возрастными ограничениями (сигареты или алкоголь);
- покупатель берет товар с биркой, которую надо деактивировать.
Цифра
2 кассы самообслуживания можно установить на площади, которую занимает один классический кассовый бокс.
2 года — средний срок окупаемости вложений в кассы самообслуживания для российского ритейлера.
В 1995 году в мире заработала первая касса самообслуживания.
В 2003 году автоматы получили широкое распространение (в основном в США).
Более 110 тыс. аппаратов самообслуживания работают в мире сегодня.
Более 17 крупнейших международных сетей пользуются кассами самообслуживания.
5 сетей супермаркетов внедрили систему самообслуживания NCR в России: "Лэнд", SPAR, "Улыбка радуги", "Карусель", "Перекресток".
Факт
По расчетам "Ритейл Сервиса", касса самообслуживания выгодна, если через нее получается пропустить более 2,5 тыс. покупателей в неделю.
Самое важное - в нашем Telegram-канале