Потребитель

В Барнауле впервые презентовали аппарат самообслуживания для магазинов

Профессия кассира в последние годы не покидает перечень специальностей, которым обещают гибель в ближайшие десятилетия. Однако первая касса, которой не управляет продавец, появилась в России лишь два года назад. В Барнауле механизм впервые презентовала группа компаний "Ритейл Сервис" на алтайском IT-форуме 28 августа. Фирма обещает, что в ближайшие пару лет автоматы должны появиться и в местных магазинах. Но большинство российских ритейлеров пока предпочитает работать с обычными кассами и людьми.

В Барнауле впервые презентовали аппарат самообслуживания для магазинов.
В Барнауле впервые презентовали аппарат самообслуживания для магазинов.
Анна Зайкова

Касса самообслуживания от "Ритейл Сервиса" вызвала большой интерес на форуме: возле нее постоянно были люди. Пока это единственное место в Барнауле, где они могли самостоятельно "отбить" йогурт или бутылку воды. Потом, правда, вернув их на место для других желающих.

Алексей Шишкин,
директор департамента программного обеспечения Artix группы компаний “Ритейл Сервис”:

Я не думаю, что покупатели Барнаула сильно отличаются от покупателей Санкт-Петербурга в плане восприятия технологий. У нас уже есть опыт, когда даже люди пенсионного возраста нормально воспринимали эти системы. В магазинах одной сети в Санкт-Петербурге уже до 40% покупок совершается через кассы самообслуживания через полгода их установки.

Всего в России пока лишь несколько компаний внедрили эти системы. Первая касса самообслуживания появилась в 2012 году в сети гипермаркетов "Глобус". Сеть купила кассы напрямую у американской компании NCR, которая занимает 70% рынка систем самообслуживания в мире и была первопроходцем этого рынка.

Аппарат самообслуживания в Барнауле.
Аппарат самообслуживания в Барнауле.
Далее NCR передала развитие и сопровождение проекта в России литовской компании "Нью Вижн Инко". В партнерстве с ней и работает "Ритейл Сервис". Сегодня именно NCR вместе с партнерами запустила большую часть механизмов самообслуживания в российской рознице. Такие аппараты уже работают в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Владимире, Калининграде и других городах. Не только в продуктовых супермаркетах, но и в магазинах косметики и бытовой химии. Пока кассы самообслуживания более всего распространены в США, где люди закупаются в основном в больших гипермаркетах. Кассы прежде всего рассчитаны на покупателей, которым надо приобрести, например, одну шоколадку, и они не хотят ради нее стоять в длинной очереди людей с полными тележками. За тем, чтобы люди не воровали при самостоятельных покупках, следят консультанты.

"Обычно в одном магазине ставят две-три кассы, это минимум, иначе эффекта от их установки для магазина не будет, — рассказывает Алексей Шишкин. — За границей семь-восемь касс обслуживает один консультант: эти системы оптимизируют затраты на персонал. Те продавцы, которые в результате внедрения касс освобождаются, не увольняются, а уходят работать в зал или переводятся в другой магазин торговой сети. Сегодня во многих магазинах очевидна нехватка персонала в торговых залах — особенно в час пик".

Ритейлер покупает не только сами кассы, но и консультации по эксплуатации.

Илья Штром,
директор сети супермаркетов “Лэнд”, один из магазинов которой работает по франшизе в Барнауле:

Стоимость оборудования одной кассы самообслуживания — около 1,3 млн. рублей, что в три раза дороже традиционной кассы. Сегодня кассы самообслуживания установлены в пяти супермаркетах “Лэнд”. Мы наблюдаем, что услуга особенно востребована среди клиентов, чек которых содержит до 10 позиций. Особенно актуально использование касс самообслуживания в ночное время, когда работает минимум обычных касс. Решение позволяет увеличить пропускную способность магазина в среднем на 2–4%, снизить издержки на персонал, сократить время оплаты на 30–50%, а покупательский поток увеличить до 4%.

Этапы самообслуживания.
Этапы самообслуживания.
Как сообщил исполнительный директор компании "Мария-Ра" Александр Яблонский, его предприятие рассматривает внедрение оборудования "Ритейл Сервиса" в свои магазины. Но источник в компании на условиях анонимности рассказал, что это вряд ли произойдет в ближайшее время. Во-первых, потому что кассы рассчитаны на небольшие покупки, которых в "Марии-Ра" не так уж много — и значит, ей такие механизмы невыгодны.

Во-вторых, потому что прежде чем технология "Ритейл Сервиса" станет массовой, она может устареть: ее вытеснят мобильные технологии, которые позволят покупателям отбивать товар при помощи смартфона.

Виктор Филипчук,
учредитель торговой сети “Новэкс”:

Плюс в том, что они ускоряют процесс обслуживания покупателей. Минус — такие кассы можно внедрять только для тех клиентов, которым доверяешь, ведь за всеми не уследишь. В наших магазинах потери от покупателей, которые крадут товар, и так пока еще слишком велики.

Илья Штром охарактеризовал кассы самообслуживания как дополнительную услугу для покупателей, а не замену классических устройств с кассирами. "Лэнд" не собирается ставить покупку новых касс в обязанность своим франчайзи. Но шанс покупать "без посредников" может появиться у жителей края в других магазинах. Среди точек, где это может произойти, Алексей Шишкин назвал магазины SPAR, один из которых откроется по франшизе в барнаульском торгово-офисном центре "Гулливер парк".

Этапы самообслуживания

1. Покупатель ставит корзину с продуктами на специальную полку. Нажимает кнопку "Пуск" на сенсорном экране.

2. Каждый товар "пробивают" с помощью сканера (покупку нужно поднести к нему стороной со штрихкодом). Если в одной связке больше чем одна единица товара, дополнительно вводится количество.

3. После "пробивки" товар ставят в зону упаковки — на полку с функцией взвешивания. Так проверяется соответствие того, что "отбили", и того, что поставили. Поэтому нельзя вначале "отбить" йогурт, затем газировку, а на полку поставить их в обратном порядке.

4. Выбирается способ оплаты: наличные, кредитная карта, использование бонусных карт. Мелочь кидается в специальную емкость с желобом, бумажные деньги отправляются в щель, привычный покупателям платежный терминал расположен справа от экрана.

5. Касса выдает чек.

6. Продавец-консультант вызывается при помощи красного сигнального фонаря, если:

  • автомат определил несоответствие того, что "отбили", и того, что поставили в зону упаковки;
  • покупатель берет товар с возрастными ограничениями (сигареты или алкоголь);
  • покупатель берет товар с биркой, которую надо деактивировать.

Цифра

2 кассы самообслуживания можно установить на площади, которую занимает один классический кассовый бокс.

2 года — средний срок окупаемости вложений в кассы самообслуживания для российского ритейлера.

В 1995 году в мире заработала первая касса самообслуживания.

В 2003 году автоматы получили широкое распространение (в основном в США).

Более 110 тыс. аппаратов самообслуживания работают в мире сегодня.

Более 17 крупнейших международных сетей пользуются кассами самообслуживания.

5 сетей супермаркетов внедрили систему самообслуживания NCR в России: "Лэнд", SPAR, "Улыбка радуги", "Карусель", "Перекресток".

Факт

По расчетам "Ритейл Сервиса", касса самообслуживания выгодна, если через нее получается пропустить более 2,5 тыс. покупателей в неделю.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость