Потребитель

В российских поездах запретят алкоголь крепче 16,5 градусов?

Водка и другие горячительные напитки крепче 16,5 градуса в вагонах-ресторанах российских поездов больше продаваться не будут. Как пишет РБК daily, запрет на реализацию крепкого алкоголя в поездах действует ещё с июля 2011 года, когда вступили в силу поправки в закон о госрегулировании алкогольного рынка (171-ФЗ), однако компании-перевозчики узнали о нем только в конце марта-2012. Эксперты и участники рынка считают подобный запрет глупостью, и даже разработчики закона приз­нают, что ввели его неумышленно.

Михаил Хаустов

Распитие крепких спиртных напитков - традиционный способ время­препровождения многих пассажиров железнодорожного транспорта еще с советских времен. Легальным местом продажи и потребления алкоголя в поездах дальнего следования являются вагоны-рестораны. По данным РЖД, в нас­тоящее время на постоянных железнодорожных маршрутах работает порядка 700 вагонов-ресторанов. Большая часть из них (около 500) была передана в управление частным компаниям по договорам аренды. Порядка 200 находятся под управлением "дочки" РЖД - Федеральной пассажирской компании (ФПК).

Как следует из информации, размещенной на официальных сайтах фирменных поездов, в меню их вагонов-ресторанов широко представлена крепкая алкогольная продукция - от недорогой водки до элитных коньяков и виски. Вероятно, в самое ближайшее время железнодорожным рестораторам придется убрать спиртные напитки из меню, а пассажирам ограничиться пивом и вином.

В феврале 2012 года ряд компаний, осуществляющих пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, направили официальный запрос на имя главы Росалкогольрегулирования (РАР) Игоря Чуяна с просьбой пояснить нормы 171-ФЗ, касающиеся законности реализации крепкого алкоголя в вагонах-ресторанах. В законе говорится о запрете продаж спиртных напитков в предприятиях общепита, расположенных в нестационарных объектах, а также на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, вокзалах, аэропортах и прилегающих к ним территориях.

В ответе РАР за подписью замглавы службы Вадима Спирина от 23 марта поясняется, что согласно положениям закона реализация алкоголя крепче 16,5 градуса в предприятиях общепита на транспорте междугороднего и международного сообщения запрещена. Другими словами, водка и коньяк в вагонах-ресторанах объявлены вне закона.

Владимир Соколов, генеральный директор компании "Гранд Сервис Экспресс" (ей принадлежит поезд повышенной комфортности "Гранд Экспресс" Москва-Санкт-Петербург №53/54), сообщил изданию, что ему известна позиция РАР по данному вопросу. "Я не вижу в таком запрете чьего-то злого умысла, - говорит он. - Скорее всего, при составлении закона о нас просто забыли. Возможно, потому, что чиновники просто не пользуются железно­дорожным транспортом".

При этом Соколов отметил, что из меню ресторана поезда "Гранд Экспресс" уже изъяты все крепкие алкогольные напитки. "Мы законопослушная компания и будем выполнять все требования закона", - подчеркнул он. В пресс-службе ФПК не смогли дать оперативный комментарий по этому поводу.

Автор большинства поправок в 171-ФЗ Виктор Звагельский признал, что данная норма является спорной: "Согласен, тут возможно двоякое толкование. Но надеюсь, что здравый смысл возобладает и крепкие спиртные напитки не будут запрещены к продаже в вагонах-ресторанах". По словам г-на Звагельского, вагоны-рестораны необходимо рассматривать как обычные заведения общепита, где разрешена продажа алкоголя при наличии розничной лицензии, и уже во вторую очередь как нестационарный торговый объект на общественном транспорте. Депутат пообещал, что в случае возникновения судебных исков к компаниям, обслуживающим вагоны-рестораны, он внесет дополнительные поправки в закон, легализующие продажу в них крепкого алкоголя.

По мнению директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, ситуация вокруг продажи алкоголя в вагонах-ресторанах в очередной раз показывает несовершенство принятых в прошлом году поправок. "Если дословно следовать положениям закона, то владельцы вагонов-ресторанов даже для продажи вина и пива обязаны получать согласие властей всех регионов, через которые будет проходить данный состав", - отметил Дробиз.

"На мой взгляд, распространение запрета на розничную продажу алкогольной продукции на транспорт дальнего следования является необоснованным", - заявил РБК daily юрист ГК "Крикунов и партнеры" Евгений Колесник. По его словам, в тексте закона прописан прямой запрет на продажу алкоголя только в отношении городского и пригородного транспорта. Кроме того, по мнению юриста, вагон-ресторан является частью транспортного средства и не может квалифицироваться как нестационарный торговый объект, где продажа крепкого алкоголя запрещена законом.

Тем не менее Колесник допускает, что в случае признания компаний, обслуживающих вагоны-рестораны, виновными в нарушении положений 171-ФЗ к ним могут быть применены меры как административной, так и уголовной ответственности, предусмотренные ст. 171 Уголовного кодекса ("Незаконное предпринимательство").

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость