Первый коммутатор
— Виктор Викторович, вы стояли у истоков создания сети сотовой связи в Алтайском крае и вошли в историю как человек, который привел в наш регион ныне всем известный стандарт GSM. Расскажите, как все это происходило и почему вы стали развивать в крае именно сеть "Билайн".
— Я бы разделил становление сотовой связи в Алтайском крае на два этапа. Первый этап — немассовый, когда работали компании "Сотел" и "Баско". Тогда количество абонентов во всем Алтайском крае исчислялось 5–10 тыс., а сотовых телефонов было на два порядка меньше, чем автомобилей. Мобильная связь считалась элементом роскоши. И было это всего каких-то 10 лет назад. Второй этап начался с приходом стандарта GSM. Случилось это в 2001 году. С того времени сотовая связь стала доступна большому числу людей, и сейчас в крае насчитывается свыше миллиона абонентов. Мы все помним эти события, потому что происходили они у нас на глазах.
Сегодня сотовая связь превратилась для людей в "высокотехнологичный хлеб". То есть в то, без чего нельзя обойтись. И статистика показывает, что в кризис люди готовы отказаться от многих услуг, но не от сотовой связи.
А начиналось все это, конечно, очень интересно. Брэнд "Билайн" впервые появился на Алтае задолго до 2001 года. В 1997-м мы запустили сеть аналогового стандарта AMPS под маркой "Билайн" в Бийске в рамках созданной тогда компании "Баско". Сеть состояла вначале из двух, а затем из трех базовых станций и коммутатора. Причем этот коммутатор сохранился. Сейчас он находится у нас в Барнауле и, на мой взгляд, представляет большую ценность, поскольку был первым в истории компании "ВымпелКом" и одним из первых в нашей стране. Возможно, и самым первым, но этого я не могу утверждать. Его привез в Россию в 1992 году Дмитрий Борисович Зимин, основатель "ВымпелКома", и этот коммутатор стоял на здании Министерства иностранных дел в Москве. Первый звонок в истории "Билайна" был сделан через него! В 1994 году его продали в Новосибирск, а еще через три года успешно приобрели мы.
Первый звонок в сети GSM в Алтайском крае мы совершили в последних числах декабря 2001 года, а ее коммерческая эксплуатация началась в 2002 году. С тех пор прошло всего семь лет. И сейчас сотовые телефоны есть даже у детей и пенсионеров. Если бы мне тогда сказали, что так будет, я бы не поверил. Честно говорю.
На самом деле в то время "ВымпелКом" не планировал активное развитие сети в Алтайском крае. Было намерение просто подтвердить лицензию, установив одну базовую станцию. Операторы на тот момент воспринимали наш регион как депрессивный. И только благодаря активным действиям Евгения Александровича Рубана, который был в то время региональным директором "ВымпелКома", и отчасти моим связь у нас появилась значительно раньше. Часть базовых станций выделил г-н Рубан, потому что имел такую возможность. А я договорился с одним из регионов Поволжья и вывез еще несколько базовых станций оттуда, практически "украл". И получилось, что "МТС" немного опоздала, а догонять всегда сложнее. Если бы обстоятельства сложились по-другому, в крае сегодня вполне мог бы быть совершенно другой расклад сил на сотовом рынке.
— И "Билайн" до сих пор остается лидером в Алтайском крае…
— Да, так получилось. Ведь история развития рынка во многом определяется историей компании, которая первой на него вышла. "МТС" и "МегаФон" оказались уже в роли догоняющих в плане строительства сети в Алтайском крае. А на первом этапе очень важно, сколько базовых станций ты имеешь, насколько правильно они расположены. Это определяет качество базового продукта. Сегодня отставание не так радикально, как оно было в самом начале. Поэтому вся конкуренция между компаниями переместилась в маркетинговую плоскость. И я понимаю, что в России в отличие от той же Европы этот процесс будет происходить крайне инертно. "Билайн", как мне кажется, еще определенное время будет оставаться лидером в крае. В том числе в силу того, что у российского абонента в отличие от европейского нет простой возможности: сохранив номер, перейти к другому оператору. Это удерживает.
Хотя я знаю немало регионов, где сотовая компания, которая выходит на рынок позже, путем определенных усилий и маркетинговых шагов через два-три года становится абсолютным лидером. Многое же и от людей зависит!
— Когда вы уходили из "ВымпелКома", то в интервью нашей газете сказали, что причина, по которой покидаете компанию, одна – вы считаете все поставленные перед собой задачи выполненными. Может быть, были и другие?
— Говорю вам совершенно искренне и честно, что это был добровольный шаг. И ушел я по собственному желанию. Я действительно посчитал, что выполнил свои задачи. Я, наверное, отношусь к тем людям, которые любят работать на этапе, когда ракета взлетает. Пока идет активная фаза развития, мне интересно. И, проработав пять лет директором филиала "ВымпелКом" в Барнауле, я понял, что эта фаза пройдена. Кстати, после моего ухода сменился практически весь директорский состав "ВымпелКома" в Сибири. То есть тем людям, которые были на старте, так называемым "пускачам", стало не очень интересно работать. Это нормально.
Кроме того, в последний год моей карьеры в "ВымпелКоме" я возглавлял два филиала – Алтайский и Кемеровский. Несколько раз в неделю мне приходилось совершать поездки. Я очень устал физически. И после этого взял паузу на год.
Канат сильно натянут
— Сейчас вы являетесь совладельцем группы компаний "Салоны связи" (торговая марка "Дивизион"), которая относится к независимой сотовой рознице. Первые мобильные телефоны продавал сам оператор. И сейчас многие предрекают, что скоро снова будет так.
— Первые телефоны действительно продавали операторы. Потому что тогда не было такого понятия, как sim-карта. Телефон был привязан к конкретной компании и не мог работать в чужой сети. Одним из ключевых преимуществ стандарта GSM как раз и является sim-карта. Она дает абонентам большую свободу при переходе от оператора к оператору. И независимая сотовая розница на Алтае также появилась, как хвост, вслед за приходом стандарта GSM. В Бийске у нас был свой единственный магазин, и его хватало. А когда начал развиваться стандарт GSM, мы поняли, что наш офис просто не выдержит такого количества клиентов. Тогда и образовался ряд розничных компаний, многие из которых работают до сих пор.
Брэнд "Дивизион" пришел на Алтай в 2007 году. К тому времени уже многие ушли с рынка. Сейчас этот процесс продолжается. Ушли "Диксис", "Цифроград", "Беталинк". Уже "Евросеть" потеряла независимость. Я считаю, что причина этого — в первую очередь ошибки управления, поскольку данный вид бизнеса низкомаржинальный. В отличие от сотовых операторов, которые работают на достаточно высокой марже (EBITDA – 40–50%), мы довольствуемся 1,5–3%. И для сотовой розницы это очень хороший показатель. Поэтому любая ошибка в управленческом решении может оказаться фатальной. С этой точки зрения операторам связи в розничном бизнесе будет чему научиться.
Разговоры о том, что сотовая розница скоро вся будет зависимой, я, конечно, слышу и тоже об этом думаю. И в данном случае, как обычно, надо смотреть, что с этим сегментом происходило в западных странах. Мы во многом повторяем их опыт, и то, что операторы будут вынуждены создавать свои розничные сети, мне было очевидно еще три-четыре года назад. На любом европейском рынке все сотовые операторы имеют свою розницу, которая работает под их же брэндами. Но в то же время есть достаточно серьезные крупные компании, которые остались мультибрэндовыми. Допустим, в Великобритании это Carphone Warehouse, 4you. Я думаю, что такие компании останутся и в России. Конечно, сейчас канат натянут с разных сторон, но мы пока умудряемся сохранять баланс. И работаем со всеми операторами. Но каждая из компаний "большой тройки" на Алтае стремится привлечь нашу сеть "Дивизион" на свою сторону, как, впрочем, и других независимых продавцов.
— Сеть "Дивизион" сегодня самая крупная в Алтайском крае в сегменте сотовой розницы. Какие у вас дальнейшие планы по развитию?
— В крае процесс развития вширь уже, наверное, закончился. Сейчас мы имеем порядка 100 магазинов. Хотя регулярно четыре-пять точек закрываем, затем снова открываем, потому что города меняются, возникают новые торговые места. Но общее количество салонов остается постоянным. Прошедшим летом в качестве пилотного проекта были открыты пять торговых точек в Новокузнецке. Если опыт окажется положительным, возможно, будем развиваться в других регионах.
— То есть "ракета еще не взлетела"?
— В силу низкомаржинальности этого бизнеса получается, что здесь она постоянно взлетает. И управление ведется практически в ручном режиме. Тем более в период общей финансовой нестабильности. Потому у меня глаза блестят, мне интересно работать. В начале кризиса мы думали, что, возможно, придется закрываться или продавать компанию. Ведь многие крупные федеральные сети постигла такая участь. И надо было приложить очень серьезные усилия, чтобы ее избежать. Сейчас наши финансовые показатели даже улучшились по сравнению с прошлым годом. Возможно, это отчасти связано с тем, что многие игроки ушли с рынка.
— В то время, когда вы были директором филиала "ВымпелКома", в компании прошел ребрэндинг. Расскажите, как это происходило и как восприняли "новое лицо" "Билайна" абоненты?
— Любая новая идея проходит несколько стадий. Вначале ее воспринимают в штыки, потом все с ней соглашаются, а по истечении определенного времени все говорят: "Так это же была моя идея!" Помню, как нас, директоров филиалов, собрали в Москве и показали первые наработки по ребрэндингу. Я не хочу сказать, что отторжение было жесткое, но сомнения по этому поводу были у многих. Коллеги задавались вопросом: а не агрессивен ли новый брэнд? Ведь черно-желтым раскрашены знаки опасности. Хотя на самом деле цвет символа "Билайн" не желтый, а медовый. Но потом жизнь показала, что это было абсолютно правильное решение. Стоимость брэнда в течение нескольких лет значительно выросла. Абоненты, мне кажется, тоже нормально новшество восприняли. Действительно, логотип компании стал более ярким и дружественным. И лично мне он тоже нравится.
О чем еще рассказал собеседник
О дальнейшем развитии сотовой связи
— Поворотные моменты в развитии сотовой связи уже вряд ли будут. Какой может быть поворотный пункт в существовании хлеба? Возможно, изобретут какие-то новые рецепты. Так и для сотовой связи — придумают какие-нибудь новые тарифные планы. Но это будет восприниматься обыденно и спокойно, поскольку услуга уже прочно вошла в жизнь. Ситуацию, на мой взгляд, не сможет изменить и 3G. Потому что основные доходы операторы сотовой связи получают все-таки от телефонии. А стандарты третьего поколения ориентированы на дополнительные услуги – видео, Интернет. Но пользоваться ими через сети сотовых компаний не очень удобно – пока скорости маловаты. Алтайский сотовый рынок мог бы встряхнуть приход оператора-дискаунтера Tele2. Но у него нет лицензии на работу в регионе. Он может либо купить какую-то компанию, например "Алтайсвязь", либо получить лицензию, что, на мой взгляд, проблематично.
Как Зимин приезжал на Алтай
— На одной из встреч, проведенной по инициативе Евгения Рубана, мы пригласили основателя "ВымпелКома" Дмитрия Зимина к нам на Алтай. Мы не ожидали, что он согласится приехать, а он вдруг и правда решился. Уникальный человек! Он первый вывел российскую компанию на американскую биржу. По большому счету, Зимин является одним из первых российских олигархов. Но он не приватизировал нефтяных скважин, а заработал деньги головой. При этом он до невозможности прост в общении. В составе сибирской группы руководителей "ВымпелКома" я провел с ним несколько дней на Телецком озере. И это одно из самых памятных событий в моей жизни, потому что у этого человека многому учишься.
Что мы знаем о Викторе Матвееве
Виктор Викторович Матвеев родился 17 апреля 1962 года в Новосибирске. В 1985 году окончил Ленинградский технологический институт. Через три года защитил диссертацию в Ленинграде и получил степень кандидата технических наук. В 1997 году окончил Новосибирскую международную школу банковского дела. "Сотовым" бизнесом занялся в 1996 году. Пять лет (с 1997 по 2001 год) проработал в должности директора бийской сотовой компании "Баско". В декабре 2001 года возглавил Барнаульский филиал компании "ВымпелКом". С 2005-го совмещал руководство двумя филиалами компании — Алтайского и Кемеровского. В 2006 году покинул "ВымпелКом". С 2007 года является совладельцем группы компаний "Салоны связи" (торговая марка "Дивизион").
Виктор Матвеев женат, у него трое детей. "Никогда не упускаю возможности съездить на рыбалку или покататься на коньках, где бы я ни находился", — говорит он.
Самое важное - в нашем Telegram-канале