Потребитель

За счёт каких факторов индустрия фитнеса активно развивается в столице Алтая

В Барнауле на каждые 10 тыс. человек приходится по одному спортивному клубу. При существенной активности населения это количество выглядит катастрофически недостаточным. Но фактическое число жителей краевой столицы, регулярно занимающихся спортом в клубах, не превышает сегодня и 20 тыс. человек. В результате при внушительном потенциале сфера фитнес-услуг используется только наполовину. О ситуации в индустрии и о том, почему пока невозможно сделать фитнес услугой массового спроса, рассказали участники рынка.

Занятия спортом в Барнауле.
Занятия спортом в Барнауле.
Евгений Симахин

Парадоксы отрасли

За последние два года краевая столица обрела два крупных современных клуба, способных принимать в совокупности до 6 тыс. человек. В ближайшее время заявлено об открытии еще двух серьезных объектов общей вместимостью до 4,5 тыс. спортсменов. «Барнаул — лидер регионального рынка как по количеству клубов, так и по динамике в отрасли», — говорит Владимир Гордейчик, управляющий велнесс-клубом «Магис-Спорт». Дмитрий Леер, управляющий спорткомплексом «Олимпийский», хорошо знает ситуацию в других регионах, поэтому готов сделать более масштабный вывод. «Алтайский край занимает достаточно уверенную позицию», — считает он. А Ирина Власова, директор фитнес-центра «Максима», уверена, что краевая столица способна дать фору даже Новосибирску. «Я считаю Барнаул одним из самых продвинутых городов в плане развития фитнеса. Новосибирск не может похвастаться такими центрами, хотя и занимает третье место в России по товарно-денежному обороту». При этом г-жа Власова отмечает: «С нашим дефицитным бюджетом и отсутствием крупного промышленного производства рост значительный. Но в целом индустрия фитнеса в стране развивается куда более высокими темпами».

Заявляемое лидерство Барнаула и активный численный рост фитнес-индустрии действительно входят в противоречие с экономической ситуацией. По данным экспертов, исходя из индивидуальных параметров вместимости комплексы недополучают порядка 25−40% клиентской аудитории. Виновником положения называют прежде всего низкий уровень жизни населения, препятствующий массовому занятию спортом. «Средняя зарплата барнаульца — чуть более 10 тыс. рублей. И расходы на фитнес по понятным причинам идут по остаточному принципу», — сетует Ирина Власова. Тем не менее индустрия растет, что вызывает вопрос: «Чем обусловлена столь парадоксальная ситуация?».

Инвестиции в себя

Отвечая на него, эксперты разошлись в оценках. Одни говорят о первостепенной роли человеческого фактора. «Рост связан с людьми, которые заинтересованы в развитии. Это энтузиасты, которые, занимаясь любимым делом, хотят еще и получать прибыль», — отметила г-жа Власова. Кто именно эти люди, конкретизирует г-н Гордейчик: «Самый первый барнаульский клуб не смог удержать свой коллектив. Оттуда ушли яркие лидеры, специалисты со своим видением дела. Они хотели реализовать себя и стали способствовать появлению в Барнауле новых фитнес-клубов».

Другие игроки склонны объяснять рост отрасли ее принципиальной перспективностью. «Индустрия молодая, потенциал ее развития очень велик, что не может не привлекать многочисленных инвесторов, стремящихся занять свою нишу и получать неплохую прибыль», — говорит г-н Леер.

Сложно предположить, что рынок прирастает только благодаря этим факторам: без экономической подоплеки они не могли бы обеспечить инвестору окупаемость затрат. Единственный аргумент, который нашелся у экспертов, сводится к росту потребительской культуры. «Активно развиваясь, фитнес прививает населению любовь к здоровому образу жизни», — уверен г-н Леер. Можно предположить, что активности населения способствовало ужесточение борьбы «за место под солнцем»: при рассмотрении кандидатуры соискателей работодатели все чаще обращают внимание на физическое состояние человека. «В борьбе за жизненное пространство люди начинают понимать, что самые необходимые и правильные инвестиции — в себя», — полагает управляющий клубом «Магис-Спорт».

Буйным цветом

Каждый новый объект открывает новые возможности рынка. Увеличение спроса провоцирует низкая стоимость карт в предпродажный период. В результате каждый новый центр привлекает до 50% клиентов, ранее никогда не занимавшихся фитнесом. С точки зрения благополучия отрасли этот фактор играет двоякую роль. С одной стороны, рынок получает охват очередного микрорайона. Но с другой — каждый новый клуб сокращает доходность действующих. Клиенты приобретают карты в период очень низких цен, а через год не хотят платить больше. В результате определенный процент людей курсирует из клуба в клуб, а некоторые любители спорта вообще уходят из фитнеса до нового интересного предложения.

Такой подход препятствует стабильности на рынке и повышает риск снижения рентабельности. «Работа на скидках создает у потребителя иллюзию о сверхприбылях клубов, потребительский экстремизм расцветает буйным цветом», — отмечает глава «Максимы». Так или иначе, а по признанию респондентов, в настоящий момент лучший уровень рентабельности фитнес-клуба в Барнауле — 30%. При этом доминирующий показатель — только 10%.

С учетом утроившегося объема налоговой нагрузки на бизнес и роста коммунальных платежей, а также ввиду отсутствия увеличения платежеспособности населения выход на рынок новых участников, равно как и работа состоявшихся центров, представляются весьма рискованным занятием. «В Барнауле хватает клубов, чтобы обслужить население, готовое заниматься собой и платить за это», — уверена г-жа Власова. «Если сейчас говорить о прямой конкуренции еще нельзя, так как, по сути, каждый занимает свою нишу, то новые клубы уже получат высококонкурентный рынок», — полагает г-н Гордейчик. А Дмитрий Леер склонен считать, что насыщен исключительно премиум-сегмент. «Его развитие пойдет по пути жесткой конкуренции в качестве и количестве предоставляемых сервисов, в борьбе за свою самую немногочисленную аудиторию. Что касается остальной части рынка, то ее еще осваивать и осваивать».

Год будет интересным

Только вот, по оценкам экспертов, осваивать его, собственно, негде. Если говорить о Барнауле, то здесь практически отсутствуют потенциальные участки. «Есть мнение, что нужно строить новые клубы на Змеиногорском тракте. Но как только потенциальный инвестор видит, сколько людей там живет, вопрос строительства закрывается. Солнечная Поляна? Возможно. Но там население превалирующего социального статуса не слишком готово ходить в фитнес-клубы», — говорит Владимир Гордейчик.

Что же касается других городов края, то и здесь операторы видят мало точек для роста. «Есть перспективы только в Новоалтайске и Бийске. Но сначала там надо сформировать потребность населения», — полагает Ирина Власова. Владимир Гордейчик также отмечает Белокуриху. «Люди, которые там отдыхают, привыкли к фитнесу дома. Так почему им не предоставить такую возможность на курорте?»

Игроки рынка единодушны в том, что без господдержки серьезное развитие и массовый доступ к фитнесу невозможны. Но пока власть ограничивается преимущественно пропагандой здорового образа жизни. Поэтому бизнес строит свои прогнозы без опоры на поддержку «свыше». По мнению г-на Леера, рынок будет развиваться по пути расширения сети залов шаговой доступности и снижения цен на клубные карты. Противоположное мнение у г-на Гордейчика: «Цена на фитнес будет расти в первую очередь в силу повышения затрат на его содержание. И будущее однозначно за большими клубами. Именно в них за счет объема есть возможность оптимизировать стоимость карты».

При этом операторы рынка не готовы сказать, что те или иные клубы будут массово строиться. На основе этого можно предположить, что начало 2011 года с его обещанными двумя открытиями станет последним этапом эпохи бурного развития фитнес-индустрии в регионе. «Нарастив мышцы», рынок будет работать над их сохранением, улучшая показатели продления членства — свидетельства лояльности клиента к клубу и фитнесу в принципе. Как это будет происходить? Эксперты предпочитают не вдаваться в подробности. Они лишь обещают, что год будет интересным как для любителей фитнеса, так и для владельцев спортивных центров.

P.S. К разговору о ситуации в отрасли нами были приглашены и представители компаний, открывающих в этом году новые клубы, — «Авроры» и «Сафари-Фитнеса». К сожалению, они не смогли поделиться своим мнением.

Развитие фитнес-рынка в России

Зарождение отрасли в стране началось в середине 1990-х. С 2002 года рынок фитнес-услуг развивался стремительно и по темпам уступал лишь сектору высоких технологий. Отмечая ежегодную «прибавку в весе» до 40%, аналитики прочили ему продолжение бума в течение восьми лет. В 2008 году эксперты оценили потенциальную емкость рынка в 2 млрд. евро, обозначив возможный объем клиентской массы в 1,7 млн. россиян. Аналитики прогнозировали, что наиболее активное развитие отрасли будет происходить в регионах, а совокупное число клубов в стране к 2010 году составит 2,5 тыс. (оценки Magram Market Research).

Кризис подкорректировал кривую развития. По итогам 2008 года, как свидетельствует отчет маркетинговой компании «Амико», отрасль приросла только на 25%. Итоговые показатели последних двух лет в открытых источниках отсутствуют. Однако, по некоторым оценкам, в 2010 году рост рынка в абсолютных цифрах составил порядка 20%. При этом в последние дни прошлого года здесь произошло и первое банкротство. С экономической ситуацией не справился сетевой проект New Age Fitness, развивавшийся в Санкт-Петербурге — одном из самых успешных регионов с точки зрения индустрии.

Кадровая проблема — едва ли не главная

Дмитрий Леер,
абсолютный чемпион России по бодибилдингу, мастер спорта и управляющий фитнес-клубом «Олимпийский»:

Нам было тяжеловато подобрать персонал, но мы справились: во многом помогло мое спортивное прошлое, знание профессии изнутри и дружеские отношения с барнаульскими спортсменами. Заманивать особенно не приходилось, просто мы изначально постарались создать сотрудникам максимально комфортные условия для работы. Но вообще, в отрасли проблема фитнес-кадров в крае на сегодняшний день одна из основных, если не самая главная. Ведь кадры — это фундамент, на котором держится любой клуб независимо от его целевой аудитории. Данная проблема, на мой взгляд, состоит из трех слагаемых. Во-первых, в крае нет базы, необходимой для подготовки по-настоящему профессиональных кадров: инструкторов, спортивных врачей, роль которых почему-то неоправданно занижена, не говоря уже о спортивных менеджерах. Во-вторых, многие учредители закрывают глаза на необходимость обучения персонала, а эти вложения определяют успешность бизнеса. В-третьих, постоянно идет миграция ценных, уже подготовленных кадров из клуба в клуб. Часто причиной тому является неправильное построение диалога между руководством и персоналом. От этого больше страдает, конечно, работодатель. Ведь с уходом ключевых сотрудников приходится снова тратиться на обучение нового персонала, а также терять определенную долю клиентов, — за профессионалом люди готовы курсировать из клуба в клуб. Также имеет место проблема утечки информации, которая неизбежна при уходе сотрудника.

Новые проекты необходимы

Максим Медведев,
директор фитнес-клуба «Идеал-Спорт»:

Барнаульский рынок перенасыщен, но новые проекты тем не менее важны и необходимы. Каждый проект — это громадные вложения с окупаемостью не менее двух-трех лет. Это весьма сложный бизнес, не каждый осмелится им заниматься. Хорошо, что бизнесмены вкладывают деньги именно в здоровье и физкультуру. Другой вопрос, что на этот рынок надо заходить, на мой взгляд, по-другому. Если продукт новый и с колоссальными конкурентными преимуществами, ему не нужен демпинг, его купят и так! Демпинг необходим, когда у тебя через дорогу такой же клуб и надо перетянуть клиентов. Но у нас все клубы, заходя на рынок, выставляют цену вдвое ниже реальной, а спустя год клиенты не могут продлить членство по такой же цене. В результате, чтобы удержать человека, приходится предлагать членство на минимально выгодных условиях для клуба. Теоретически в такой ситуации необходимо менять клиентскую базу на более платежеспособную. А это все равно что открывать новый клуб. Не лучше ли просто сразу набирать клиентскую базу, которая гарантированно сможет продлевать членство?

Демократизация цен возможна

Владимир Гордейчик,
управляющий клуба «Магис-Спорт»:

Есть две вещи, которые меня крайне огорчают в фитнес-индустрии. Это невозможность заниматься своим здоровьем для широких масс в связи с экономическим положением и исключительно потребительское отношение власти к нашему делу. При этом второй фактор напрямую влияет на первый. Да, мы занимаемся бизнесом. Но мы занимаемся и оздоровлением нации. Не подлежит сомнению, что здоровые люди работают лучше и дольше. И всем, в первую очередь государству, выгодно, чтобы как можно больше людей занимались своим здоровьем. Для этого цены на фитнес необходимо демократизировать, а это возможно только в случае определенных преференций со стороны государства. Я не хочу сказать, что нам нужно оплатить то-то и то-то, а это подарить. Нет. Я говорю о налоговых и кредитных преференциях. Сейчас в 3,5 раза увеличились налоги на землю, а кредиты мы можем получить под такие же проценты, как и предприятие, торгующее чем угодно — от автомобилей до водки. Государству вполне по силам снизить для фитнес-рынка налоговые ставки, заставить банки предоставлять кредит не под 12−14%, а под 6−8%. Пока этого нет, в отрасли растет себестоимость пропорционально росту цен на коммунальные услуги, удельный вес которых очень велик, соответственно налоговым и кредитным ставкам. Все это ложится на плечи потребителя, и массовая доступность к оздоровлению невозможна.

Клуб повышает привлекательность квартала

Ирина Власова,
директор фитнес-центра «Максима»:

У нашей команды единомышленников давно была идея создания фитнес-клуба. В 2006 году, когда в Барнауле шло активное строительство, мы обратились с этой идеей к Юрию Гатилову, генеральному директору компании «Жилищная инициатива». И в квартале 2000, который тогда застраивался, он нашел для нас помещение, предоставив хорошие ценовые условия. Это была искренняя заинтересованность в нашем деле, в нас поверили!

Такое сотрудничество позволило нам увеличить клиентскую базу и, собственно, создать ее, предложив привлекательные цены для населения квартала — они получали большую скидку. В итоге жители молодого района получили доступ к спортивным услугам, а «Жилищная инициатива» обеспечила его фитнес-инфраструктурой высокого уровня, сделав жилье в этом квартале более привлекательным. В результате выиграли все.

В западных странах действует замечательная практика: огромные многоэтажные дома сразу проектируются с фитнес-центрами, а микрорайоны — с большими клубами. При этом инвесторы включают стоимость помещений в цену квадратного метра, клубы не платят аренду, а у жителей есть возможность заниматься по льготным ценам. У нас получился подобный вариант. И сейчас, понимая важность комплексной застройки, «Жилищная инициатива» запланировала в квартале Дружный строительство фитнес-центра. Это, несомненно, повысит его инвестиционную привлекательность.

Важные новости, обзоры и истории Всегда есть, что почитать. Подпишитесь! Vkontakte Odnoklassniki Telegram

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость