Потребитель

Зачем в крае созданы новые предпринимательские объединения

Одна из тем, включенных в повестку заседания Общественного совета по предпринимательству при губернаторе края на март, звучит так – "Обсуждение эффективности работы бизнес-объединений". Эта тема весьма актуальна. За последние три месяца в крае появились как минимум четыре новых некоммерческих бизнес-объединения. О создании союзов и ассоциаций заявили пчеловоды, владельцы социальных магазинов, руководители фирм, занимающихся производством и продажей алкогольной продукции. Также было сформировано объединение кооперативов. При этом с начала года прекратила свое существование Ассоциация меховщиков Алтайского края. Газета "Ваше дело" решила выяснить мотивы создания и причины распада таких партнерств.

Обмен информацией, взаимодействие в продвижении своей продукции и желание усилить влияние становятся основными причинами объединения компаний в отраслевые союзы.
Обмен информацией, взаимодействие в продвижении своей продукции и желание усилить влияние становятся основными причинами объединения компаний в отраслевые союзы.
Дмитрий Кудрявцев

Поднажать сообща

Наблюдаемый сегодня процесс консолидации бизнеса связан не только и не столько с нестабильностью в экономике, как это кажется на первый взгляд. Об этом говорят инициаторы создания новых объединений. Они вообще, рассказывая о своих мотивах, лишь вскользь упоминают о финансовом кризисе. Цели новых предпринимательских структур, по крайней мере, со слов их представителей, очень схожи с задачами существующих уже давно.

Во-первых, это отстаивание интересов в органах власти. Данную задачу обозначили руководители всех объединений, с которыми удалось поговорить "ВД". По их мнению, общественная организация в диалоге с властью выглядит более представительно, чем отдельная компания.

Вторая цель – укрупнение каналов приобретения и сбыта продукции. Например, Союз социальных магазинов Барнаула намерен добиться для своих участников более выгодных взаимоотношений с поставщиками. В-третьих, это защита своих прав при проведении проверок на предприятиях.

Четвертая причина, служащая мотивом для создания некоммерческих организаций, – несовершенство законодательства. "Изначально у нескольких руководителей пчеловодческих компаний была идея совместно подготовить проект отраслевого закона, – рассказывает Константин Владимирский, председатель правления Союза пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края. – В итоге это послужило поводом для создания объединения". Наконец, пятая цель – выстраивание единых "правил игры" в отрасли. Она, например, объединила участников Ассоциации оптовых продовольственных предприятий Алтайского края. 

В роспуск

Однако, несмотря на амбициозность целей, многие бизнес-объединения в крае существуют формально или вообще распускаются. Причины этого в каждом конкретном случае свои. Ассоциация меховщиков Алтайского края была создана в 2002 году и включала 12 фирм, реализующих меховые изделия. "Причина прекращения деятельности объединения в том, что его члены не были заинтересованы в функционировании ассоциации и не проявляли активности. Я как лидер также потеряла интерес к ассоциации, а замены мне не нашлось", – признает экс-руководитель Лилия Толстова.

Перестала действовать и ассоциация оптовых продовольственных предприятий, однако совсем по иной – более объективной – причине. Владимир Вагнер, который был одним из ее руководителей, считает, что ассоциация распалась, потому что потеряла свою актуальность. "Десять лет назад, когда объединение создавалось, оптовый рынок в крае был еще не развит. Поэтому компании проявляли заинтересованность в консолидации усилий. Мы действительно активно работали. Организовывали оптовые рынки не только в Барнауле, но и в Славгороде, Яровом, – говорит Владимир Вагнер. – Но со временем схема взаимодействия поставщиков и розницы изменилась: продажи стали чаще осуществляться напрямую, без участия звена оптовиков. Да и сами оптовые компании начали уходить в розницу, потому что осознали ее прибыльность. Объединение оптовых фирм стало ненужным".

До недавнего времени формальным было существование и Ремесленной палаты Алтайского края. Вопрос о ее роспуске встал еще в конце 2007 года, когда учредители заявили, что из-за недостаточного финансирования партнерство не может полноценно выполнять свои функции. Впрочем, некоторые участники объединения придерживаются иной точки зрения по поводу причин распада. Один из бывших членов правления палаты на условиях анонимности сказал, что многие фирмы уходили из данной структуры, потому что не видели отдачи от вносимых членских взносов.

Сильное звено

Однако Ремесленная палата не была ликвидирована. В декабре 2008 года у нее появился новый руководитель – Денис Козлов, директор фирмы "Карат". Он считает, что для эффективности работы объединения в него нужно привлекать молодежь. "У молодых людей есть необходимый энтузиазм и желание совершать реальные изменения, а не только обсуждать проблемы на совещаниях", – считает он. Сейчас г-н Козлов ведет активную работу по расширению числа членов палаты, в том числе за счет создания филиалов в Бийске, Белокурихе и Славгороде.

Владимир Вагнер, член совета директоров Алтайской алкогольной ассоциации, видит другие рычаги. Он считает, что участников ассоциации будут связывать прежде всего экономические интересы. "Мы привлекаем в объединение не только производителей алкогольной продукции, но и продавцов. Первым этот союз будет выгоден потому, что позволит поддержать их продукцию в рознице. Сейчас, когда на рынок хлынул товар из других регионов, это очень важно. А рознице ассоциация обеспечит возможность иметь гарантии поставок востребованной алкогольной продукции алтайских производителей", – говорит он.

Строят планы на будущее и в Союзе пчеловодов. "У нас есть идея организовать пчеловодов в районах и убедить их, что объединение необходимо.

Плата за услуги – это нормально

Лилия Толстова,
экс-руководитель Ассоциации меховщиков Алтайского края:

Меня удивляет, что предприниматели готовы платить взятки чиновникам, оплачивать работу адвокатов и т. д., но когда им говорят, что членство в объединении, которое будет защищать их интересы, предполагает денежные взносы, теряют энтузиазм. Они хотят, чтобы организация предоставляла свои услуги бесплатно. Когда требуется какая-то работа или взносы – ни того, ни другого не добьешься. В объединение, как правило, приходят только тогда, когда возникает потребность в помощи.

В Ассоциации меховщиков дело обстояло именно так. Членские взносы многие не платили, а помощь при этом хотели получать. Но почему я одна должна бесплатно ее оказывать? Меня часто просили проконсультировать по тем или иным вопросам, и я делилась информацией, которой обладала. Отношение к ассоциации у многих было потребительским. Возможно, я сама отчасти виновата в том, что она не развивалась.

Сейчас у меня нет никакой обиды на теперь уже бывших членов ассоциации. Я, с одной стороны, понимаю, что подобная отраслевая структура нужна, а с другой – ситуация сложилась так, что мне проще решать какие-то вопросы с помощью иных рычагов. Например, через АСП или Координационный совет предпринимателей при мэре города.

Плюсы и минусы членства в предпринимательских объединениях

Позитив

Негатив

1. Объединение более влиятельно, чем одно предприятие ("Раньше о предпринимателях говорили с пренебрежением. После
создания союза администрация и контролеры стали относиться к нам уважительно")

1. Затрата ресурсов без видимого результата ("Я плачу взносы, участвую в семинарах, а отдачи от этого нет")

2. Сокращение временных и иных ресурсов при решении проблем ("Объединение выделяет одну общую для всех проблему и решает ее более быстро и просто, чем отдельный предприниматель")

2. Давление контролеров ("Публичные выступления в защиту предпринимателей оборачиваются для меня дополнительными проверками")

3. Обмен информацией, связанной
с ведением бизнеса, между членами
объединения

3. Объединение не решает частных проблем отдельного бизнеса ("Многие думают, что если они вступят в союз, то все проблемы мгновенно решатся. Но объединение занимается только теми вопросами, которые касаются всех членов")

4. Получение консультаций по важным вопросам

4. Материальные расходы, связанные с оплатой членских взносов, поездками на съезды, "круглые столы" и т. д.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость