Происшествия

Дело майора Котова. Как в Залесове искали и нашли козла отпущения

Второй год подряд в Залесовском районе милиция, прокуратура и суд пытаются найти виновного в убийстве местного жителя, застреленного на охоте. На первый взгляд – правоохранители выполняют свой долг. При изучении же дела не только у адвокатов складывается ощущение, что убийство откровенно "вешают" на Георгия Котова, майора милиции, отслужившего в органах внутренних дел 14 лет. Многие знают Котова как коллекционера нарезного оружия. Правда, на охоту он ходит только с гладкоствольным и стреляет из него по уткам раза два-три в год.

Убили

10 октября 2008 года 27-летний Алексей Боков из села Большой Колтай пошел охотиться на барсука. 12 октября в лесу около села Большой Колтай был найден труп Алексея Бокова с двумя огнестрельными ранениями. Следствие утверждает, что пуля и оболочка пули, найденные на месте преступления, "выстрелили" именно из карабина Котова.    

13 октября местный житель Георгий Котов с женой Надеждой отвели младшую дочь Олю в дет­ский сад. После детсада муж с женой пошли по магазинам. В центре Залесова Котов увидел машину прокуратуры Алтайского края. "Что-то случилось", – предположил он. Зашли в магазин, где продавцы вовсю обсуждали убийство в лесу около Большого Колтая. В этот же день у всех местных жителей, владеющих карабинами, в том числе у Георгия Котова, изъяли это оружие на проверку. 

23 октября начальник одного из отделов ОВД Залесовского района и сотрудник уголовного розыска ГУВД края вызвали Котова "к себе поговорить". Сразу же после этого разговора председатель Залесовского суда выдал санкцию на арест Котова.

Обвинили

– Мужики, что же я девчонкам своим скажу, жене, дочерям, родственникам? Я же с ними все это время был, – вспоминает разговор с бывшими сослуживцами Георгий Владимирович. – Мне сказали, мол, что ты заморачиваешься, тебе же условный срок дадут, и дело с концом. 

Толчком для такого простенького предложения стал, казалось бы, случайный разговор между родным братом Георгия Котова и его бывшей сотрудницей, с которой они одно время вместе работали в охотобществе. Брат нашего героя сказал своей знакомой, что хочет на охоту, но для этого надо восстановить все документы на собственные ружья. Этот разговор состоялся за два-три дня до событий в лесу у Большого Колтая. Информацией о намерении брата Котова пойти на охоту женщина поделилась с оперативниками, которые уже разыскивали подозреваемых в убийстве. С этого "случайного разговора" все и закрутилось.         

Следствие предъявило Котову обвинение по статье 105 УК РФ "Умышленное убийство". Но личные мотивы для убийства не установили. Одну уголовную статью переквалифицировали в другую – 109 УК РФ "Причинение смерти по неосторожности".

– Никто не ожидал, что Котов заупрямится, – говорит Юрий Наумов, адвокат. – Следствие не могло определиться со временем совершения преступления – было установлено, что убийство произошло в период с 10 по 12 октября, точное время в деле отсутствует. На каждый из этих дней у Котова есть алиби, которое никем не опровергнуто. Прокуратура ставит его под сомнение, поскольку оно базируется на свидетельствах родственников моего подзащитного. Но кроме жены и дочери, алиби Котова подтвердили и совершенно посторонние люди, но ни следствие, ни суд не взяли этот факт во внимание.

По словам гособвинителя Алексея Павлова, показания посторонних людей не учли, потому что они видели Котова намного раньше того, как было совершено преступление.

В лесу около Большого Колтая следователь должен был составить протокол в присутствии понятых. В судебном заседании они уверяли, что видели труп, но на вопросы: "Во что был одет убитый, куда он был смертельно ранен, были ли пули или другие предметы на месте преступления?" – каждый из понятых отвечал: "Не помню, не знаю". Однако родственник убитого, который находился рядом со следователем с момента обнаружения Бокова и до того, как его отвезли в морг, не видел ни одного из понятых. Более того, родственник погибшего сам предложил следователю съездить в деревню за ними, но тот отмахнулся от предложения.

– Поскольку всем участникам процесса, в том числе и гособвинителю, было ясно, что понятых на месте осмотра происшествия не было, в таком случае суд должен исключить протокол осмотра из числа доказательств, – говорит адвокат Наумов. – После чего дело подлежало прекращению. Но неожиданно и, по нашему мнению, незаконно суд отказал в удовлетворении этого ходатайства.

– Пуля, которой стреляли в Бокова, была свинцовая и без оболочки. Это очень важный момент. А оболочка и фрагмент оболочки пули, которые сейчас фигурируют в судебном заседании, медного цвета. Мы настаивали на проведении повторной экспертизы, но суд нам отказал, – говорит Георгий Котов. – Как это могло произойти? В суде мы доказали, что осмотр места происшествия происходил без понятых. Изъятые фрагменты пули не были опечатаны. С ними могли делать все что угодно, в том числе и заменить. Мой карабин отстреляли, экспертиза утверждает, что в моих пулях содержатся сурьма, марганец и в большей степени железо. Если бы стрелял я, то эксперты нашли бы железо в теле или на коже убитого. Эксперты-медики исследовали лоскутки кожи потерпевшего и не нашли на них ничего, кроме свинца. Мы доказали, что на месте совершения преступления первоначально были одни пули, а в деле фигурируют совершенно другие. Это подтверждает потерпевшая сторона, родственники убитого. Только суд не принимает этот факт во внимание.     

Адвокат Наумов и его подзащитный Котов утверждают, что изъятие карабина у подсудимого также проведено с нарушениями. В судебном заседании это подтвердил даже следователь, который первоначально расследовал дело. К слову сказать, за полтора года в деле Котова сменилось пять следователей.

Осудили

9 октября 2009 года Залесов­ский районный суд приговорил Георгия Котова к одному году и восьми месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком три с половиной года. Алтайский краевой суд отменил приговор и направил дело на дополнительное расследование из-за многочисленных процессуальных нарушений.

– Юристам понятно, что дело было настолько "нехорошее", что суд дал возможность следственным органам исправиться, – говорит адвокат Наумов. – Сейчас суд снова идет на обвинительный приговор. Зачем и кому это нужно? Следствие не захотело отвечать на эти вопросы. У моего подзащитного есть своя версия: в охоте, в которой был убит Алексей Боков, принимал участие высокопоставленный чиновник. И то, что происходит с делом, это косвенно подтверждает.

Алексей Павлов,
прокурор Залесовского района, представляющий гособвинение:

У меня не было и нет сомнений в том, что Котов виновен в совершении данного преступления. Вина Котова установлена объективными обстоятельствами. Были проведены многочисленные криминалистические, баллистические и другие экспертизы, результаты которых говорят о его причастности к убийству.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость