7 сентября межведомственная комиссия под руководством директора Центра им. Келдыша Анатолия Коротеева подготовила отчет об аварии, в котором выявленный производственный дефект двигателя ракеты - засорение шланга - назван случайным. Эта формулировка не устроила Генпрокуратуру, рассказал "Известиям" выскопоставленный источник в Роскосмосе.
Генпрокуратура проверяла Роскосмос потому, что это была вторая подряд громкая авария в космической отрасли - за шесть дней до этого Россия потеряла при выводе свой самый современный телекоммуникационный спутник "Экспресс-АМ4". Результаты прокурорской проверки появились только в середине октября, говорит собеседник в Роскосмосе - и в них сказано, что выводы межведомственной комиссии сделаны без всестороннего исследования версий произошедшего. Сотрудники Генпрокуратуры опровергают утверждение комиссии, что двигатель ракеты был изготовлен в соответствии с требованиями конструкторской документации. Якобы документы завода, изготовившего двигатель (Воронежский механический завод, филиал ГКНПЦ им. Хруничева) - указывают на многочисленные отступления от конструкторской документации.
В Роскосмосе выводы Генпрокуратуры восприняли с удивлением - выходило, что прокурорские работники лучше разбираются в ракетной технике. Глава Роскосмоса Владимир Поповкин через своего пресс-секретаря сообщил "Известиям", что на заключение Генпрокуратуры он дал письменный ответ и отправил его Генеральному прокурору Юрию Чайке. Содержание письма Поповкин предпочел не комментировать.
Официальный представитель ГКНПЦ им. Хруничева Александр Бобренев заявил, что ему неизвестно о каких-либо нарушениях конструкторской документации в процессе изготовления раккетного двигателя РД-0110.
По словам источника в Роскосмосе, высказанные Генпрокуратурой сомнения в объективности выводов подкрепляются данными, что в состав комиссии входили работники заинтересованных предприятий. Поэтому в рекомендациях по итогам проверки Генпрокуратура рекомендовала разработать регламент работы межведомственных комиссиий, порядок их комплектования и назначения руководителя. Сегодня они комплектуются произвольно, из состав и задачи формулируются приказами руководства.
Руководители предприятий космической отрасли считают претензии прокуратуры во многом надуманными.
"Не совсем понятно как в межведомственных комиссиях обходиться без участия так называемых заинтересованных лиц - говорит гендиректор ЦНИИИМАШа Геннадий Райкунов, возглавлявший межведомственную комиссию по расследованию аварии "Протона" с тремя спутниками "Глонасс-М" в декабре 2010 года. - Непонятно как без изготовителей разобраться в какой-то тонкой детали, в целесообразности того или иного решения. Полностью независимыми специалистами в ракетной технике такие комиссии комплектовать не удастся. А кого еще в нее включать непонятно, не сталеваров же". В Генпрокуратуре не смогли оперативно прокомментировать рекомендации Роскосмосу.
Ранее пресс-служба Генпрокуратуры сообщила о завершении проверки обстоятельств утраты космических аппаратов. По её результатам предложено дополнить УК нормами, устанавливающими уголовную ответственность работников коммерческих организаций за "действия, способствовавшие наступлению происшествий в сфере космической деятельности".
Справка
По данным Генпрокуратуры, материальный ущерб от двух августвовских космических происшествий - падения "Прогресса М-12М" и вывода на нерасчетную орбиту "Экспресса-АМ4" - составил более 10 млрд рублей, из которых 8,5 млрд это средства федерального бюджета.
Самое важное - в нашем Telegram-канале