Хуже всего обстоят дела в Центральной Сибири: Красноярском крае, Томской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах. Здесь пожары давно вышли из-под контроля, и справиться с ними оставшимися у лесного хозяйства силами заведомо невозможно. На эти четыре региона приходится более половины всех пройденных пожарами 2012 года площадей. Из-за катастрофических лесных пожаров в Сибири страдают от задымления города и села. Причем, интенсивность задымления в каждом конкретном населенном пункте определяется не успехами или провалами в борьбе с пожарами, а преобладающими в конкретные дни направлениями ветров.
После недолгого затишья, вызванного сильными дождями, возобновились крупные лесные пожары и в Якутии, где официальные власти, включая Рослесхоз и МЧС, пока не признают нарастания катастрофических лесных пожаров. Впрочем, то, что власти вообще не замечают катастрофических пожаров вдалеке от Москвы, или замечают их с большой задержкой (тогда, когда принимать какие бы то ни было меры уже поздно), для нашей страны является вполне обычным делом.
Нарастает уровень пожарной опасности и в большинстве регионов Европейской России, где все это время пожарная обстановка была относительно спокойной. Уже в ближайшие дни в Средней полосе Европейской России возможны крупные лесные пожары. Впрочем, с официальной точки зрения ситуация с лесными пожарами в стране вполне спокойная. В своих сводках от 26 июля и Рослесхоз, и МЧС сообщают, что угроз населенным пунктам и объектам экономики, связанных с лесными пожарами, нет.
Ложь, намеренное сокрытие или искажение данных о количестве, площади лесных пожаров и о связанных с ними угрозах – главные проблемы в борьбе с лесными пожарами. Для официальной лесопожарной отчетности данные о площадях, пройденных огнем, занижаются в масштабах страны в 5-7 раз, а по отдельным субъектам РФ до 100 раз. Задерживается на 1-2 дня (а иногда и больше) и информация об опасных изменениях ситуации с лесными пожарами и угрозами.
Мало того, в Ханты-Мансийском автономном округе в связи с катастрофическими лесными пожарами введена цензура: теперь решения о том, о чем можно будет знать жителям региона, а о чем нельзя, будут приниматься специально уполномоченной организацией – Департаментом общественных связей. Официально это объясняется тем, что журналисты, получающие информацию из разных источников, путаются и жалуются на противоречия.
Какие же нас ждут последствия в связи с тем, что повсеместно и совершенно ненаказуемо скрывается и искажается информация о лесных пожарах?
• Как результат – у многих руководителей субъектов РФ и региональных органов управления лесами нет стимулов и мотивов к организации эффективной борьбы с лесными пожарами. Многократно
"снизить ущерб" от лесных пожаров гораздо проще и дешевле, чем реально бороться с огнем.
• Режим ЧС вводится несвоевременно или не вводится вообще, что приводит к недостаточной мобилизации местных сил и средств на борьбу с огнем, а также к проблемам в организации взаимодействия
между ними.
• Силы федерального резерва в наиболее горящие регионы направляются опозданием в несколько дней и более, в результате чего необходимые дополнительные силы прибывают лишь к разгару пожаров, когда
ликвидировать их уже практически невозможно (впрочем, и сил-то этих в стране почти не осталось).
• Населению не сообщают об угрозах, связанных с лесными пожарами (в том числе с опасным для жизни и здоровья задымлением населенных пунктов), или сообщают опять же с большим опозданием. Все это
приводит к чрезмерному ущербу и жертвам.
• На уровне законодательства и государственного лесоуправления принимаются стратегически неправильные решения и дается неправильная оценка результатов принятых решений. В результате чего
административные предпосылки к развитию пожарных катастроф сохраняются.
Об этом сообщается в официальном блоге "Гринпис".
Самое важное - в нашем Telegram-канале