Ловля на наживку
В конце мая ей поступил звонок от сотрудника мобильного оператора – так представился человек на другом конце линии. Он предложил продлить договор сотовой связи на номер телефона.
«А номер у меня действительно очень старый», - подтверждает Людмила Великая. Опасений стать жертвой «развода на деньги» у нее не было.
«Я имею хороший управленческий опыт и считаю себя достаточно бдительной, поэтому спокойно относилась к тому, что мне бесконечно звонили мошенники», - говорит она.
Но на этот раз они застали ее в нелегкое время. Беспокойство о муже, проблемы на работе: «Это была ситуация рассеянного внимания».
Звонили они настойчиво и, наконец, убедили поговорить. Договор якобы уже продлен - нужно лишь зачитать им код из СМСки, что она, собственно, и сделала.
Оказалось, это код доступа к ее аккаунту на «госуслугах». Так они украли ее личный кабинет на портале. И начали им пользоваться.
Введение в транс
Кибер-мошенничеством занимаются хорошо подготовленные и очень обучаемые люди, способные найти ключик к любому... Ну или почти к любому человеку независимо от возраста.
У них гладкая и красивая речь, констатирует Людмила Великая. Они с легкостью жонглируют терминами.
И, видимо, владеют приемами нейролингвистического программирования. А если видят, что жертва поддалась, не выпускают ее из сферы влияния, пока не добьются успеха. С Людмилой они - мужчина и женщина - вели переговоры четыре дня.
«В своей практике я заключала разные контракты, участвовала в переговорах по купле-продаже. Но такого прессинга не видела никогда. И ты не осознаешь, что делаешь что-то неправильно. На меня оказывали огромное моральное, психическое давление. Я очень долго потом корректировала это воздействие», - вспоминает она.
«Были случаи, когда гражданин приходил в отделение полиции написать заявление, что его обманули мошенники. И, находясь в отделении, принимал решение снова срочно снять деньги и еще раз перевести. Это напоминает введение в транс», - комментирует Игорь Мальцев, замначальника управления уголовного розыска ГУ МВД России по Алтайскому краю.
Вытянули рыбку
Людмила продолжает: получив доступ к ее госуслугам, мошенники поменяли пароли и кодовое слово. И прислали на почту письмо, внешне неотличимое от «госуслуг».
Письмо стандартное (лично вам такое наверняка не раз присылали).
«Вход совершен тогда-то. Если это были не вы, возможно, кто-то вошел от вашего имени. В этом случае обратитесь на горячую линию и заблокируйте аккаунт». Номер прилагался.
«Ты находишься в таком состоянии, когда не станешь перепроверять, на самом деле это телефон «госуслуг» или нет. Ты просто звонишь», - объясняет она.
Как рассказывает пострадавшая, после этого звонка ее начали обрабатывать по классической схеме. Ей говорили: «Ну что же вы сами сообщили свои данные?»
Рассказывали, в каких банках она брала кредиты – всю ее кредитную историю. Сообщали сведения о муже и ребенке. «Сотрудник Центробанка» объяснял, что он, вообще-то, физлицами не занимается, но ей он постарается помочь.
В конце концов ей прислали скрин документа, из которого было ясно: банк одобрил выдачу ей кредита и на ее имя кто-то вот-вот возьмет деньги.
Мошенники предложили решение: она должна срочно получить этот кредит сама, снять наличные и через банкомат перевести «куда надо».
Так Людмила взяла автокредит и перевела деньги на определенный счет (его не называли безопасным, как это часто бывает). А на следующий день мошенники получили на ее имя заем в микрофинансовой организации CarMoney, заполнив за нее анкету и подписав ее же цифровой подписью.
«В общей сложности я лишилась 2,2 млн рублей, которые теперь должна возвращать. И эти деньги у меня на полочке не лежат», – объясняет Людмила.
Только осознав, что произошло, она написала заявление в полицию, но поймать мошенников не удалось – дело приостановлено.
Звенящий колокол
На своем горьком опыте Людмила Великая убедилась: злоумышленники способны пробить почти всякую оборону. Сегодня звонок прозвенел у нее, завтра – прозвенит у вас.
Сама она приветствует законодательные решения, которые ограничат возможности мошенников.
Убеждать людей не высылать коды, не раскрывать персональные данные, не поддаваться на призыв спасти деньги – все это, конечно, хорошо. Но малоэффективно. «Слишком много информационного спама кругом», – говорит Людмила.
Ну, а пока ситуация остается напряженной. Каждые сутки алтайская полиция регистрирует от 20 до 35 фактов дистанционных преступлений, рассказал Игорь Мальцев. Это тысячи преступлений ежегодно только в одном регионе.
Сценарии «развода на деньги» – от давно известных (вроде «ваш родственник попал в ДТП») до весьма изощренных многоходовок.
«В этом году уже было 11 случаев, когда люди, чтобы отдать денежные средства, продавали недвижимость», – продолжает Мальцев.
Самый крупный улов кибермошенников в Алтайском крае в этом году – 140 млн рублей. Не удивляйтесь.
Деньги их хозяин переводил на якобы безопасные счета, чтобы защитить их от злоумышленников. Они эти деньги, разумеется, и похитили.
О том, как не стать жертвой мошенников, altapress.ru рассказывает здесь. Как устроены преступные синдикаты, мы писали в декабре 2023 года. .
- По последним данным ГУ МВД по Алтайскому краю, в крае зарегистрировано 4185 преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий
- Из них 3206 дистанционных мошенничеств, 905 краж с банковских карт, 74 вымогательства.
- За совершение преступлений к уголовной ответственности привлечено 630 человек.
- Чтобы восстановить доступ к «госуслугам», нужно обратиться в МФЦ.
Самое важное - в нашем Telegram-канале