Вода подкрадывается постепенно, с каждым часом она хоть чуть-чуть, но ближе к жилью. Пенсионер Александр Васильевич Одцыпунов вчера воткнул у кромки воды веточку. Сейчас вода в полутора метрах от берега. Но от нее до дороги еще метра два с половиной. "Думаю, сантиметров на 60 поднялась за сутки", — полагает он. "Сегодня-то вообще тихо. А вчера знаете как? Пена на метр была. Страшно!" — говорит еще одна местная жительница пенсионерка Людмила Семеновна.
Отделанный сайдингом домик Людмилы Семеновны стоит довольно близко к протоке. На ее участке, кроме ухоженных овощных грядок, ягодных кустов и виноградных лоз, высокий помост: здесь от "всемирного потопа" будут укрываться козы. Построен он явно давно. Что ж, вода — частая гостья в здешних усадьбах.
К наводнениям здесь не то чтобы привыкли — мирятся. Кто-то — потому что нет денег переехать в город. А кто-то просто не хочет менять сельскую жизнь на городскую. В Затоне, про расселение которого говорят уже не один десяток лет, немало новых домов. Да не просто домов. "На той стороне, на острове Шубинском, много коттеджей", — поясняет Борис Семенович. "Не заливает их, что ли?" — "Заливает. Все равно едут и строятся".
Почему едут?.. Ну, как почему? До площади Спартака 10 минут езды. В сезон рыбачь — не хочу. А воздух! "У нас все свое — мясо, молоко, овощи, а в городе ничего и есть-то нельзя, да и на кого я дом брошу"? — рассуждает Людмила Семеновна. "Стихия пройдет — красота останется", — улыбается Александр Васильевич. "У вас и сам дом, поди, раньше заливало?" — интересуемся мы. "А как? На пол с дивана встанешь, ножки промочишь — и мыть не надо", — шутит неунывающий дед.
Свежие насыпи
Местных жителей сотрудники теруправления микрорайона Затон предупредили о возможном наводнении заранее, говорили многие. "Подворовой обход мы сделали, инструктаж провели, памятки раздали", — пояснили в территориальном управлении. На тот момент застали, видно, все же не каждого, но о возможном паводке знают все, кого ни спроси.
В одном из домов дверь нам открывает молодая женщина, ее зовут Ольга. Их семью тоже предупредили, но она к наводнению относится, скорее, философски. "Говорят, вода уже спадает, может, вода просто выступит в огороде, — предполагает она. — А затопит, так затопит".
Пенсионер Отцыпунов забросил сено на сеновал, сейчас вот займется отрубями для коровки. Метрах в тридцати от нас гуляют его куры на вольном выпасе — все "пернатое стадо", если что, он разместит на чердачке над баней. По словам местных жителей, люди из погребов вынимают продукты, переносят кто куда — лишь бы повыше.
Вдоль дорог, проходящих близко к реке и протокам, — свежие насыпи грунта. В теруправлении микрорайона поясняют: машины дает "Автодорстрой" Барнаула по распоряжению администрации Центрального района.
Дома не бросим
А между тем у Людмилы Семеновны вода уже на огороде — она вокруг грядок со свежевысаженной капустной рассадой. Мы ходим по еще не залитым дорожкам — ноги вязнут в перенасыщенной влагой земле. Если река зальет весь огород, посадки погибнут. "Одна только слива и выдерживает наводнение", — сокрушается собеседница.
"Хорошо, у нас кирпичные дома, а у кого деревянные — стены гниют. Да и в кирпичном доме полы гниют, — продолжает Борис Семенович. — Пол менять надо, а это денег стоит. В 2010 году, когда большое наводнение было, по 10 тыс. рублей выдавали компенсацию".
3 июня вода еще не преодолела критическую для Затона отметку 540 мм. Большую воду ждут со дня на день: с 4 по 6 июня. Глава администрации Центрального района Юрий Еремеев подписал постановление о введении в Затоне режима чрезвычайной ситуации, а начальнику штаба ГОЧС района поручено развернуть два пункта временного размещения — в поселке Южном на ул. Чайковского, 21 (ДК) и в Затоне на ул. Водников, 18. Правда, желающих эвакуироваться подворовой обход выявил мало — как свои дома-то бросать?
Самое важное - в нашем Telegram-канале