Происшествия

Кто сколько сможет, по 15 тысяч... Чем директор Павловского колледжа заинтересовал следственные органы?

– Наше учебное заведение известное. Во-первых, я депутат АКЗС, во-вторых, в нашем учебном заведении был Александр Богданович Карлин, встречался с коллективом. Иван Иванович Лоор – наш выпускник. Ну как вы считаете, я могу нарушать закон? Да мне совесть не позволит! А они пытаются представить дело так, что я три миллиона со студентов собрал и два украл, – возмущается директор Павловского сельскохозяйственного колледжа Михаил Бердник.

Михаил Бердник.
Михаил Бердник.
Анна Зайкова

Материалы проверки в отношении Михаила Андреевича на прошлой неделе были переданы в Следственный комитет. Проверку вели сотрудники ОБЭПа по обращению студентов, утверждающих, что директор оказывает на них давление, заставляя платить по 15 тысяч рублей так называемых добровольных пожертвований.

Кто хочет, ищет

В Павловском колледже учатся в основном деревенские ребята – те, кто хочет связать свое будущее с селом. Здесь можно получить профессию ветврача, бухгалтера, юриста. Дети из богатых семей сюда не идут – скорее, наоборот, родители большинства студентов изо всех сил тянутся, чтобы выучить своих ребятишек.

– В прошлом учебном году мы подписали договоры об оказании платных услуг на 11 тысяч рублей, – рассказывает Татьяна Черкашина, мама второкурсницы колледжа Натальи Черкашиной. – В одну группу объединили всех ребят: и агрономов, и бухгалтеров, и правоведов – первый год они просто получали среднее образование. Посмотрите зачетку: ни одного специального предмета нет, только русский язык, литература, математика, физика и т. д. Почему ребенок получал бесплатное общее образование за деньги? Но мы подумали, что один раз заплатили – и на этом все.

– А потом они придумали это добровольное пожертвование, – продолжает Татьяна. – Нам сказали: ну, оставайтесь на земельном, тогда больше платить не будете. А раз вы переходите – а переходили из этой группы все: кто-то теперь учится на бухгалтеров, кто-то на агрономов, кто-то, как Наташа, на правоведении, – платите целевое пожертвование. Бердник сейчас говорит: "Кто хочет, ищет средства, кто не хочет – причину". Мы средства искать больше не собираемся...

Наташа обратилась с жалобой в "Студенческий дозор" – это проект Алтайского союза студентов по противодействию коррупции. Отец Наташи, Валерий Черкашин, еще в марте написал жалобу в прокуратуру Павловского района: "Так как моя дочь учится на очном бюджетном отделении колледжа, при невыплате данной суммы ей грозит отчисление. Прошу провести проверку правомерности данных действий". Больше никто из родителей в правоохранительные органы не обращался.

– Мне бояться некого, а люди опасаются, скорее всего, – говорит Валерий. – В колледже учатся дети из самых незащищенных слоев населения, они или на бирже стоят, или животных растят: поехали, сдали мясо, деньги отвезли. Я обратился в прокуратуру, в колледже сразу раз – и тишина. До этого прессинг шел, детей вызывали: плати, плати, плати. А тут Наташа приходит: странно, говорит, но молчат.

Иначе не выжить

Михаил Бердник не отрицает, что предлагал студентам подписать договор пожертвования, подтверждает, что подвигал их к тому, чтобы они платили именно по 15 тысяч рублей.

– Образование у нас бесплатное, но мы имеем право предоставлять платные образовательные услуги, – рассказывает директор. – По нашей лицензии мы имели право обучать на базе девяти классов бесплатно всем специальностям, кроме правоведения, – на правоведа только с возмещением затрат. Противоправных действий я не совершаю и совершать не могу, потому что надзорных органов сегодня больше, чем надо: проходят ежегодные ревизии финансово-хозяйственной деятельности, и нарушений в виде незаконного взимания денег у нас выявлено не было.

– Финансирования нам не хватает, – сетует Бердник. – Есть собственная котельная – на уголь дают деньги, а на транспортные расходы не дают. Нет центральной канализации, выгребные ямы – государство деньги на это не выделяет. Литература меняется каждый год. Концерты, конкурсы, олимпиады – на них деньги тоже не выделяются. Поэтому на педсовете было решено организовать добровольные пожертвования, которые будут взиматься со студентов по мере их возможностей. Посчитали и получилось, что максимальная сумма – 15 тысяч, больше мы не требуем. Не можете – вносите, сколько можете.

– Они взимаются со всех?

– Мы предлагаем всем. Вносить деньги можно как угодно: одноразовый взнос, помесячно. Можете – вносите. Не можете – не вносите. Вот список, видите – здесь больше сотни человек, которые внесли не полностью. (В списке напротив фамилий студентов стоят разные цифры – сумма, которую они "должны" колледжу. – Авт.). Вот видите, студентка внесла всего 200 рублей. Давления на этих ребят нет. Если бы было – они бы уже у нас не учились.

Но – да, мы им говорим: если не внесете – извините. Мы могли бы купить 25 учебников, а купим 15. Интернетом можно было пользоваться круглосуточно – ограничим. Не внес ты – значит, пользуешься Интернетом за счет других.

Ежегодно на обучение одного студента государство тратит 45 тысяч рублей. Они вносят 15 тысяч за два года обучения, получается один к трем. Такой мизер! Я считаю, это позволено законодательством и даже необходимо. Сумма пожертвований у нас составляет не более 10–15% от общего финансирования. Фактически – гораздо меньше. В прошлом году из 220 студентов только 112 согласились внести. 98 согласия не дали. Скромно мы живем, но студенты, которые не внесли пожертвования, имеют все права и пользуются всеми образовательными услугами наравне с другими.

– Вы можете сказать, какую сумму собрали в этом учебном году?

– С 1 сентября 2012 года и по сегодняшний день собран один миллион 680 тысяч рублей. Эти деньги на строгом учете бухгалтерии.

Ну как – нету?

Бердник настаивает на том, что пожертвования – дело добровольное: "Я не могу их принудить, это противозаконно". Студенты утверждают, что деньги из них буквально выдавливались, причем не "кто сколько может, а именно по 15 тысяч". Тех, кто не мог или не хотел платить, не отчисляли, но ребята представили доказательства того, что отчислением им все-таки угрожали. Вот расшифровка диктофонной записи, сделанной во время встречи директора со студентами.

Студентка: – Я бы оплатила, были бы у меня деньги. А если не оплатим, что, нас отчислят?

Директор: – Устав должны все выполнять. Я скажу откровенно. Кто не оплатит – отчислят. Вам дали срок до 1 апреля. Ну, можно ежемесячно платить по полторы тысячи.

Студентка: – А если нету?

Директор: – Ну как – нету?

Студентка: – Ну так – нету. Ситуация не позволяет платить.

Вторая студентка: – У моей мамы зарплата не позволяет платить. В прошлом году, чтобы заплатить за обучение, она брала ссуду. У нее два или три кредита. Вот она заплатила полторы тысячи.

Директор: – Ну, давайте с вами сядем, подумаем. Заявление – формальный документ. Помнишь, что ты написала в заявлении: "Прошу предоставить отсрочку до 1 июня"? А ты на обратной стороне напиши: апрель – такая сумма. Май – такая сумма. Июнь – такая сумма. И вот здесь подпись поставь. Вот таких заявлений у меня всегда десятки. И всем мы идем на уступки. Я человек-то сам либеральный и мягкий, мы идем на уступки, но мы все равно добьемся, чтобы вы заплатили. У каждого индивидуальный подход к этому, но не платить нельзя.

Наташ, вот ты скажи, ты стипендию получаешь?

Студентка: – Нет, я учусь хорошо, но заявление не писала. Ну, что это – 420 рублей...

Директор: – А ты по-другому сделай. Напиши заявление и в заявлении напиши: "Прошу учитывать эту сумму при оплате за обучение". <...> Ничего сложного здесь нет. Вы поймите правильно, если кто-то хочет решить вопрос – есть такая поговорка, – ищет средства. А если кто-то не хочет решить вопрос – ищет причину. Ну, давайте все-таки первую половину этой пословицы возьмем за основу. Я понимаю все прекрасно, но, как говорят, вам не повезло, что вы попали в такой период.

Студентка: – На меня с одной стороны в колледже давят: подпиши, с другой – родители говорят, что не будут подписывать. Я уже не знаю, что мне делать.

Директор: – Вот теперь ты на мое место стань. Я не могу допустить, чтобы канализацию у вас не качали. Мы завтра здесь все утонем. <...>Другого выхода у нас нет, и денег никто нам не даст. Вы тоже родителям так объясняйте.

Вот у нас Саша работает лаборантом. Он до пятого курса заплатить не смог. Мы его учили-учили, а заплатить не смог. Мы ему не выдали диплом. Вы меня тоже поймите правильно: кто-то может заплатить, кто-то не может, а кто-то вообще не платит. Он везде походил-походил, без диплома никуда не берут, и заплатить не может. Что он делает? Он пришел к нам, устроился на работу и говорит: "Высчитайте у меня из заработной платы оплату, чтобы я получил диплом. Другого варианта у меня нет". И мы пошли на уступки. Приняли лаборантом на пять тысяч, и за два месяца мы с него удержали заработную плату, чтобы погасить эти затраты на коммунальные услуги. Я вам честно скажу: безвыходное у нас положение, вы уж нас извините. <...> Задач выше головы, их надо решать, чтобы здесь у нас было все. Главное – выживание в условиях рынка. Нам с вами надо выжить...

Может, не придется

…Наташа Черкашина говорит, что ее активная гражданская позиция на учебе не сказывается, в колледже ее не притесняют:

– В учебе все нормально, преподаватели относятся ко мне справедливо, некоторые даже поддерживают. Скорее, можно говорить о моральном давлении: некоторые смотрят неприветливо, не здороваются. Сейчас, после того как мы обратились в прокуратуру и Союз студентов, настало затишье. Денег больше не требуют. Не все ребята меня поддерживают, но многие, особенно дети из малообеспеченных семей, говорят: "Ты молодец! Может, нам еще и платить не придется!".

Комментарий

Александр Кудрявцев,
начальник отдела довузовского профессионального образования управления образования и молодежной политики Алтайского края:

Добровольные пожертвования или благотворительные взносы не противозаконны, при соблюдении законодательства это практикуется во многих образовательных учреждениях. Сумма может оговариваться, если речь идет о какой-то конкретной цели, прописанной в договоре: допустим, на приобретение чего-то или на улучшение какой-то части учреждения. Но, естественно, это все только добровольно: никаких обязательств и давления, это незаконно.
Проверки колледжа будут проводиться и нами: существует периодичность проверок, наш надзор эту тему ведет, но поскольку данное учреждение было федеральным и только один год отработало на балансе края, мы его еще не проверяли.

Как и за что платят студенты Павловского колледжа

Павловский сельскохозяйственный колледж готовит юристов, ветеринарных фельдшеров, бухгалтеров, агрономов, механиков, программистов, зоотехников, специалистов земельно-имущественных отношений и т. п.

Михаил Бердник о результатах проверки:

В целом прокуратурой нарушения не усматриваются, но сроки добровольных пожертвований оговариваться были не должны – у нас в договоре они оговорены. Сумма не должна оговариваться – мы оговорили 15 тысяч. Это максимальная сумма, вноси, сколько можешь, но все расходы рассчитаны на 15 тысяч. И не оговорено, за какой период обучения вносится пожертвование, – надо было оговаривать, ежегодно это или не ежегодно.

Уведомление родителям студентов:

Уважаемый (ая).... Администрация КГБОУ СПО "Павловский сельскохозяйственный колледж" напоминает, что вами был подписан договор о целевом пожертвовании (об оказании платных услуг). Услуги нашей организации были предоставлены в полном объеме. Однако до настоящего времени оплату согласно договору вы не внесли. Убедительно просим вас произвести оплату согласно требованиям договора до 1.04.1013 года.
Директор М. А. Бердник.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость