Происшествия

Секреты губернаторского «Мерседеса». Некоторые подробности аварии, унесшей жизнь трех человек

С момента трагедии на трассе Бийск — Барнаул, случившейся 7 августа 2005 года, вроде прошло немало времени. И все же до сих пор в редакцию нашей газеты обращаются читатели, которые желают разобраться в причинах автокатастрофы. Корреспонденты «СК» решили с помощью специалистов проанализировать уже известные и новые факты.

Немного о машине

Многие утверждали, что в аварию попал «Мерседес» 600-й модели. Это не так. Как нам удалось узнать в компетентных источниках, кузов автомобиля — типа W140. Торговое обозначение этого автомобиля — «Мерседес-420», класс S. Стоит заметить, что в предвыборной декларации о доходах Михаила Евдокимова значились два легковых автомобиля «Мерседес-Бенц» — 380SE и 560SEL. Возможно, из-за этого и возникла путаница. А на самом деле губернатор передвигался на служебной машине администрации края.

Теперь о цвете автомобиля. Люди, проезжавшие в тот день по трассе мимо оцепленного места аварии, впоследствии утверждали, что видели искореженный «Мерседес» черного цвета с синим отливом. Но дело в том, что при различном освещении цвет «Мерседеса» меняется, то есть присутствует так называемый эффект хамелеона.

В тот злополучный день было солнечно, и косые солнечные лучи придавали цвету авто перламутровый оттенок. А яркое синее небо — синеву. Однозначно же сказать, какого цвета машина, нельзя. У каждой краски, используемой концерном «Даймлер-Крайслер» (так официально называется производитель знаменитых автомобилей «Мерседес-Бенц»), имеется свой код, в который включены все возможные оттенки. Если говорить простым языком, без автомобильных заморочек, «Мерседес», на котором губернатор попал в аварию, был покрашен и цвет, близкий к коричневому. Но с сиреневым оттенком. Вот и эффект хамелеона.

С конвейера этот автомобиль сошел в 1995 году. В 2000-м был приобретен администрацией Алтайского края. До избрания Евдокимова на нем практически не ездили: Суриков предпочитал «Волгу» или джип, а «Мерседес» стоял в гараже в ожидании VIP-персон. На момент аварии автомобиль имел пробег 135 тысяч километров. Это совсем немного даже при 10-летнем «стаже» работы автомобиля, учитывая качество применяемых материалов и скрупулезность немецкой сборки.

Заключения экспертов концерна

Как известно, расследование обстоятельств гибели губернатора, его охранника и водителя было поручено следственной группе отдела Генеральной прокуратуры в Сибирском федеральном округе.

Специалистами с привлечением двух немецких профессионалов из концерна «Даймлер-Крайслер. Автомобили Германии» и двух московских из «Даймлер-Крайслер. Автомобили РУС» был скрупулезно исследован аварийный автомобиль.

Они и развеяли некоторые нелицеприятные слухи в отношении продукции уважаемого концерна. Например, очень много говорилось о том, что, дескать, у «Мерседеса» не сработали системы безопасности. Между тем представители концерна заявили твердо, что все штатные системы безопасности губернаторского автомобиля сработали безупречно.

И подушки тоже. Многие автолюбители утверждают, что подушки безопасности в автомобиле в момент аварии «работают» лишь на лицо — для смягчения удара. Это заблуждение. Дело в том, что подушки безопасности довольно объемные, рассчитаны так, чтобы защитить от удара всего пассажира. Однако имеется одно существенное «но». Никакая подушка не даст нужного эффекта на сто процентов, если пассажир не пристегнут ремнями безопасности. В трагедии, произошедшей 7 августа, именно так и было: все пассажиры и водитель не воспользовались ремнями безопасности.

Ходили слухи, что в тот день подушки не сработали или просто разорвались от сильнейшего удара. Специалисты утверждают — это досужие вымыслы. На момент первоначального обследования автомобиля из них уже вышел газ — так положено, чтобы человек в бессознательном состоянии не задохнулся, сдавленный накачанными подушками. Потому у свидетелей и создалось впечатление, что система безопасности «провисла», сдулась. (Подробнее о подушках безопасности см. справочную статью ниже)

Кстати сказать, в некоторых электронных СМИ было заявлено, что у губернаторского «Мерседеса» вдобавок еще не сработали задние фронтальные подушки безопасности. Дело в том, что таких подушек в принципе не существует. Однако есть боковые, которые находятся в дверях автомобилей. В губернаторском «Мерседесе» боковых подушек не было, так как в момент выпуска автомобиля они еще значились в качестве дополнительных опций. Без них в свое время обошлись, приобретая автомобиль.

Говоря в целом о реакции именно этого «Мерседеса» на мощный удар, специалисты концерна пришли к выводу, что никакого нестандартного поведения автомобиля не было. Реакция автомобиля соответствовала силе удара: кузов «отреагировал» и деформировался. Системы безопасности сработали штатно.

Пуля или экстренное торможение?

Много слухов до сих пор ходит и о скорости, на которой «Мерседес» попал в аварию. Некоторые утверждают, что автомобиль двигался со скоростью 180−200 километров в час. Как нам стало известно от компетентных источников, точную скорость передвижения «Мерседеса» на перекрестке в районе поворота на село Плешково официально на момент нашего разговора документально не зафиксировали. Зато известна предельная скорость «Мерседеса» этой модели — 245 км/ч. Больше невозможно, так как сработает еще одна система безопасности — электроника лимузина не позволит разгоняться сильнее. Но в любом случае 7 августа автомобиль шел с превышением разрешенной Правилами дорожного движения скорости — 90 км/ч.

Корреспонденты «СК» в день катастрофы тщательно исследовали участок трассы, где произошла трагедия. Неподалеку от места ДТП (со стороны Бийска) имеется знак ограничения скорости — 80 км/ч.

Также на асфальте трассы мы увидели след торможения одного из колес. На интернет-форумах много писали, что это след от диска колеса губернаторского «Мерседеса». Что, мол, в колесо незадолго стреляли или оно незадолго до трагедии лопнуло. По мнению опрошенных нами экспертов, водителем «Мерседеса» после столкновения с «Тойотой» было предпринято экстренное торможение. Также водитель пытался выровнять машину. Возможно, в какой-то момент весь вес представительского «Мерседеса» (а это 2 тонны 610 килограммов) пришелся на одну сторону. Отсюда и глубокий след на асфальте.

Хотя эксперты не отрицают, что колеса пострадали. Литые диски колес этого «Мерседеса» деформировались от удара, на боковых шинах — порезы, воздух вышел. Все из-за силы удара о землю. А не от пуль снайпера.

Как это было. Предположения

16 августа в краевом телевизионном эфире «заговорил» водитель «Тойоты», автомобиля, с которым у «Мерседеса» произошло касательное столкновение. Водитель сказал, что, поворачивая на Плешково, он не увидел приближающегося «Мерседеса». Это не удивительно. Дело в том, что, когда мы обследовали этот кусок дороги, заметили, что неподалеку от места столкновения двух автомобилей трасса словно приподнята. Там взгорок. Именно из-за него и высокой скорости губернаторского лимузина водители — как «Мерседеса», так и «Тойоты» — не заметили друг друга. Какие-то доли секунды и…

По предположениям экспертов, Галина Евдокимова осталась живой по той лишь причине, что сидела по отношению к переднему сиденью полубоком, непосредственно за водителем. Сила удара пришлась на плечо и тело. Это спасло от смертельных травм ее голову.

А Михаил Евдокимов находился на момент аварии почти посередине на заднем сиденье. Возможно, он разговаривал с водителем или с охранником. И когда произошел страшный удар, просто вылетел в промежуток между передними сиденьями в носовую часть автомобиля. И погиб на месте. Как уже упоминалось, все присутствовавшие в автомобиле не были пристегнуты ремнями безопасности. А ремни, как утверждают профи, даже при таком страшном ударе могли спасти жизнь всех находящихся в «Мерседесе».

Примеры не для подражания

Возможно, кому-то эти подробности покажутся неуместными. Однако хотелось бы напомнить о трагедии, произошедшей 28 апреля 2002 года. Тогда на вертолете насмерть разбились Александр Лебедь, губернатор Красноярского края, и девять человек. Шестеро получили тяжелые увечья. Пилоты остались живы. Но их приговорили к нескольким годам поселения. За то, что выполнили просьбу губернатора при плохой видимости «немного опуститься». Результат — вертолет зацепился за провода ЛЭП.

20 августа 2003 года, Камчатка. На вертолете разбились 19 человек, включая губернатора Сахалинской области Игоря Фархутдинова. Чрезвычайная комиссия изучила записи самописцев вертолета и пришла к выводу, что экипаж отошел от курса из-за просьбы гендиректора авиакомпании, которой принадлежал вертолет.

16 августа 2005 года. Верховному главнокомандующему России Владимиру Путину, как он сам признался национальным телеканалам, во время учений ВВС командир позволил пилотировать бомбардировщик. Понятное дело, президент, главнокомандующий — как тут не «позволить»? Однако всем известно, что у Владимира Путина есть черный пояс карате, но не пилотское удостоверение. Не дай Бог, случись что, тоже бы виновным оказался пилот?

Возможно, по такому же сценарию развивалась автокатастрофа 7 августа 2005 г ода на трассе Бийск — Барнаул?

Зачастую высокие чины, садясь в кабины самолетов, салоны вертолетов, автомобили, забывают о том, что в «средстве передвижения» главный тот, кто им управляет.

И последнее. Пассажиры «Тойоты», можно сказать, родились в рубашке. Если бы удар «Мерседеса» был направлен перпендикулярно корпусу встречного автомобиля, а не вскользь, то трупов на месте аварии могло быть больше. И еще. Многие в разговоре обвиняют водителя «Тойоты» в непрофессионализме. Однако он, похоже, на том перекрестке правил не нарушал, следовал им скрупулезно. А теперь представьте на месте «Тойоты» автобус с детьми. Мне тоже стало страшно…

Лариса ВАСИЛЬЕВА.

_________________________________

Подушка безопасности

Хороших современных машин без подушек безопасности не бывает. Сейчас даже городские малолитражки в стандартной комплектации оснащаются четырьмя подушками — по паре фронтальных и боковых, встроенных в спинки передних кресел. А чем престижнее модель, тем больше в ней аir bags.

Как они действуют? Специальные датчики (на малолитражках они иногда расположены в салоне, на более крупных машинах, как правило, вынесены из него) реагируют на столкновение — и подушки мгновенно надуваются, страхуя водителя и пассажира от травм. Насколько ощутимым должен быть удар, чтобы сенсоры «объявили тревогу», сказать трудно, поскольку это в каждом отдельном случае зависит от разных факторов — жесткости кузова, скорости автомобиля, угла, под которым ударились машины, и т.д. Поэтому вовсе не факт, что аiг bаg сработает, допустим, при диагональном ударе или если машина перевернется, — датчики могут не расценить это как серьезную опасность.

Подушка, сделанная из прочной синтетической ткани, совмещена с пиропатроном. Получив команду, запал поджигает горючее вещество — оно за долю секунды сгорает, превращаясь в газ и резко увеличиваясь в объеме. Чтобы вся эта пиротехника сработала, зажигание в машине должно быть включено. Поэтому если кто-то не дай Бог врежется в ваш припаркованный автомобиль, то у него подушка, скорее всего, надуется, а у вас — нет.

Для небольших подушек (например, объем водительской аiг bаg, размещенной в рулевом колесе, обычно не превышает 40 литров) достаточно одного пиропатрона. Более крупные фронтальные подушки (скажем, на Аudi А6 и А8 они от 70 до 90 литров) оснащаются двумя патронами, которые могут срабатывать либо один за другим, либо оба сразу. А иногда к ним добавляется и баллончик с тем же газом в сжатом состоянии. Формула этого газа людям, не отягощенным химическим образованием, ничего не скажет, поэтому заметим лишь, что он безвреден для человека.

Но раскрывается подушка с резкостью нокаутирующего удара — так на ринге вышибают из противника дух профессиональные боксеры. Поэтому очень важно пристегиваться ремнями безопасности: человека, не зафиксированного в кресле, в момент столкновения по инерции бросает в направлении удара, и «выстрелившая» навстречу подушка может так дать по лицу, что мало не покажется. Особенно надо остерегаться тем, кто носит очки. Увы, порой аiг bаg не только сбивает их с носа у людей, даже сидящих по всем правилам, но и ломает оправу, выдавливает стекла. В общем, подушка может спасти жизнь, но делает это довольно жестким способом.

Кроме фронтальных и боковых аir bаg, машины высоких классов все чаще оснащаются надувными оконными «шторами», которые защищают голову при боковых столкновениях, а также специальными занавесками, принимающими на себя «дождь» из осколков разбитого стекла.

Казалось бы, ничего нового в этом смысле придумать уже нельзя, однако придумали: появилась надувная защита для коленок водителя, «выстреливающая» из-под руля (впервые серийно появилась на автомобиле Toyota Avensis).

Недавно придумана другая новинка — подушка тороидальной формы. Этакий бублик, дырка в котором затянута тканью. По надежности она не уступает традиционным аiг bаgs, но к лицу автомобилиста относится более бережно, а кроме того, занимает меньше места.

Одновременно совершенствуется «интеллект» подушек. Нередко ими управляют процессоры, получающие информацию от различных датчиков. Некоторые из них, например, распознают, занято ли место рядом с водителем. Если переднее пассажирское кресло пустое, то эта подушка при ударе не срабатывает. В других случаях процессор принимает решение, надуть подушку полностью или лишь до некоторой степени. Частично она может быть раскрыта, предположим, при столкновении на малой скорости или если датчики сигнализируют, что вы сидите в «неправильной» позе.

Есть системы, которые действуют в зависимости от того, пристегнуты вы ремнем безопасности или нет. Если нет, то подушка либо не раскроется вообще, либо опять-таки надуется не до конца. Похоже, если прогресс и дальше будет идти такими темпами, то вскоре аiг bаgs научатся учитывать, носите ли вы очки, разговариваете в момент столкновения или держите рот закрытым и так далее, и тому подобное.

Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость