Происшествия

Тихое "громкое дело". Зачем суд над Олегом Щербинским делать закрытым?

В селе Зональном 22 ноября начался суд над железнодорожником Олегом Щербинским. Олег обвиняется он в том, что нарушил правила дорожного движения, в результате чего погибли три человека - Михаил Евдокимов, его охранник и водитель. Судьбу Щербинского обсуждют не только в крае, но и многие автомобилисты России. Дело в том, что судебный процесс над участником "аварии Евдокимова" некоторые расценивают и как новый этап борьбы с "праворукими" иномарками, и как защиту возможности чиновников нарушать правила дорожного движения.

Суд по "делу Лебедя" был гласным

В свое время власти обещали познакомить жителей Алтайского края с результатами следствия по "аварии Евдокимова". Но оказалось, что не только не познакомили с результатами расследования по его окончании, но и судебный процесс сделали закрытым.

Многие читатели "СК", звонившие в редакцию после публикаций о "деле Олега Щербинского" (так этот процесс назвали в народе), задавали один и тот же вопрос: "Почему судебные слушания в отношении обвиняемого в гибели губернатора Евдокимова будут проходить в закрытом режиме?"

Собственно, ответ на этот вопрос был дан еще в прошлом номере "СК": по инициативе адвокатов, представляющих интересы Евдокимовых, чтобы не травмировать чувства родственников погибшего губернатора. И.о. председателя суда Зонального района не стала перечить этой самой инициативе. При том что еще ранее закрытость следствия уже вызвала в обществе немало слухов и всевозможных толкований причин смерти Михаила Евдокимова. Скрыв суд от гласности, участники процесса только добавили масла в огонь.

На наш взгляд, логично сравнить аварию, в которой погиб Михаил Евдокимов, с катастрофой 28 апреля 2002 года под Абаканом - тогда на вертолете разбился Александр Лебедь, губернатор Красноярского края. Мы созвонились с корреспондентами красноярского издания "Сегодняшняя газета" - они освещали ту апрельскую трагедию. Как сказали наши коллеги, судебный процесс в отношении пилотов вертолета, которые остались живы, был абсолютно открытым. На судебные заседания мог прийти каждый желающий. Правда, среди "желающих" были в основном представители СМИ.

Журналистам не мешали. Они могли встретиться с любым из обвиняемых в гибели губернатора, поговорить с судьями, представителями обвинения и защиты, представить все точки зрения на рассмотрение общественности. И красноярские коллеги очень удивлены, что процесс о гибели алтайского губернатора "закрыли".

Почему такое "громкое дело" хотят провести по-тихому, нам непонятно. Создается впечатление, что кому-то кажется, будто мало оно еще родило слухов вокруг гибели губернатора…

Прокурор края работает по простым ДТП?

Как известно, в процессе о гибели Евдокимова участвует Александр Кочергин, прокурор Алтайского края. Читатели "СК" также недоумевают по этому поводу. Нам звонят и спрашивают: "Ведь неоднократно говорилось, что это обычное ДТП. Зачем присутствие в суде небольшого района такого влиятельного лица?"

Признаться честно, мне и самой не понятно. Конечно, авария, в которой погиб губернатор, отличается от обычной аварии. И все же темы для размышлений по этому поводу есть.

Возвращаясь к трагической дате, напомню, что в тот же день, 7 августа, была создана специальная комиссия по расследованию причин ДТП. В состав комиссии вошли Анатолий Варнавский, первый заместитель начальника ГУ МВД по Сибирскому федеральному округу (СФО), представители аппарата полпреда президента РФ в СФО, прокурорские работники (в том числе из Генпрокуратуры РФ в СФО), сотрудники других правоохранительных органов. А Анатолий Квашнин, полпред президента России в СФО, взял расследование под свой личный контроль.

На первое предварительное судебное слушание 10 ноября на основании судебного постановления от 28 октября 2005 года в суд Зонального района были вызваны девять человек. Среди них – Виталий Симученков, заместитель генерального прокурора РФ в СФО и Александр Кочергин, прокурор Алтайского края. Правда, представитель Генпрокуратуры тогда не приехал на слушание (как впоследствии объяснили нашей газете юристы, его присутствие совсем необязательно). Зато эти самые слушания исправно посещает прокурор Алтайского края - представляет сторону гособвинения.

Да, была создана специальная (заметьте, не чрезвычайная) комиссия. Да, о результатах расследования докладывали полпреду. Усиленное внимание вполне объяснимо. Но в конце концов следствие пришло к выводу, что на трассе М-52 произошло заурядное ДТП. Неужели во всех судебных слушаниях по фактам ДТП (а они бывают и с более трагичными последствиями), необходимо участие прокурора Алтайского края?

Опять же, для сравнения. Тогда, в 2002 году, когда в авиакатастрофе погиб Александр Лебедь, была создана правительственная комиссия. И создана она была по решению Владимира Путина, президента РФ. Возглавил межведомственную комиссию по расследованию причин авиакатастрофы Сергей Шойгу, глава МЧС России. Премьер-министр России регулярно получал информацию о расследовании дела. И, несмотря на "высший пилотаж", сторону обвинения тогда представлял менее значимый прокурорский работник.

Президент против лихачей

15 ноября в Москве проходило совещание президиума Государственного совета РФ, где обсуждались вопросы повышения безопасности дорожного движения в России. На совещании присутствовал Владимир Путин. Он, в частности, заметил, что "в обществе должно быть жесткое неприятие хамства на дорогах, бравады и лихачества". Не надо объяснять, что имел в виду президент, говоря о браваде и лихачестве, и так все ясно. Лихачи прежде всего те, кто нарушает скоростной режим. А к чему это может привести, к сожалению, известно всем.

Думаю, что для Владимира Владимировича не станет откровением тот фрагмент из обвинительного заключения в отношении Олега Щербинского, где сказано, что "губернаторский Mercedes SL 420 7 августа 2005 года двигался по трассе М-52 со скоростью не менее 149 километров в час".

На процесс прибыл московский адвокат

21 ноября рейсом "Аэрофлота" в Барнаул прибыл Андрей Карпов, адвокат из Москвы. Андрей собирается работать в процессе по "делу Щербинского" вместе с Сергеем Шмаковым, барнаульским адвокатом, представляющим интересы водителя "Тойоты".

Андрей Карпов, прибыв в Барнаул, не стал задерживаться в краевой столице. После краткой встречи с Сергеем Шмаковым поехал на место ДТП, затем – к Олегу Щербинскому.

Московский адвокат прилетел защищать Олега абсолютно бесплатно. Его кандидатуру предложил автомобилистам, собиравшим деньги для помощи Щербинскому, известный автожурналист Юрий Гейко. По мнению многих, переживающих сейчас за судьбу Олега, участие в процессе московского адвоката необходимо. Хотя бы по той причине, что на него не может быть оказано какое-либо давление со стороны местных властей.

Ранее Андрей работал в следственных органах. Восемь лет занимается адвокатской деятельностью, в том числе и случаями по ДТП.

Закрытое судебное заседание

Закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда:

1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;

2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;

3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;

4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

Информация предоставлена юридическим центром "Де-Конс".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость