Происшествия

В Поспелихинском районе уже полгода незаконно утилизируют боеприпасы

– Над нашим селом несколько месяцев висит облако, а еще гриб был, прямо как атомный. Взрывы настолько сильные, что в домах шкафы открываются и вещи вываливаются. Ребятишки в школе во время уроков со стульев падают – так бомбят, – рассказывают жители села Кузнецова Курьинского района.

Вот уже шесть месяцев подряд в соседнем Поспелихинском районе воинская часть утилизирует боеприпасы с истекшим сроком годности крупнейшей в Сибири базы хранения вооружения, нарушая при этом, по утверждению местных властей, элементарные требования.

Рвота, рев и звон стекла

– Летом не было и дня, чтобы к нам не обращались сельчане. У всех одинаковые симптомы: тошнота, рвота, головные боли. Кому-то нашатырь помогает, а кому-то и уколы приходилось ставить: давление скакало, – рассказывают в амбулатории села Кузнецова.

– Никто не знает, что там военные жгут и взрывают. Не могу сказать, ухудшилось ли из-за этого состояние здоровья наших жителей, но то, что новые условия жизни не самым лучшим образом влияют на нашу психику, – это безусловно, – говорит Галина Кобенко, глава администрации села. – Как можно привыкнуть к тому, что в домах постоянно звенят стекла, в машинах без конца и края срабатывает сигнализация? Давит, когда над селом висит облако.

– Водопровод в наше село идет из соседней Покровки. Другого источника водоснабжения нет. За последние пять-шесть месяцев из-за взрывов было несколько порывов водопровода. Летом, когда военные сжигали боеприпасы, случилось два пожара, тушили всем селом, – жалуется Наталья Казанцева, жительница села 12 лет Октября Поспелихинского района.

Неприступные воины

Несколько месяцев назад в администрацию Поспелихинского района поступило заявление от имени командования воинской части с просьбой выделить земельный участок для утилизации боеприпасов. Согласно документам, которыми располагает местная администрация, часть была обязана сделать проектирование участка, подготовить его для создания полигона, провести необходимые экспертизы. Однако, как утверждает глава администрации района Петр Шрейдер, военные взялись за уничтожение вооружения сразу же, как только местные власти выделили земельный участок.

– Без подготовительных работ, без оборудования участка для полигона воинская часть приступила к выполнению задач, поставленных перед ней Минобороны, – говорит Петр Шрейдер. – Мы неоднократно уведомляли военных, что их действия незаконны. Нас игнорировали.

Постановление о выделении земельного участка под полигон администрация района аннулировала еще в октябре после многочисленных попыток добиться от командования части реакции на требования. Но военные продолжали жечь и взрывать боеприпасы.

– Военная прокуратура, в которую мы обратились, инициировала рассмотрение проблемы в суде, – продолжает Шрейдер. – В качестве ответчика выступят командование воинской части, командование Центрального военного округа (Екатеринбург) и представители Минобороны.

Суд Поспелихинского района рассмотрит иск прокурора Барнаульского гарнизона "в интересах неопределенного круга лиц" 15 декабря. А сейчас полигон окружен колючей проволокой. Посредине участка, где идут взрывы, – огромная воронка, которая, как вулкан, периодически извергает огонь и дым. Ежедневно через несколько сел Поспелихинского района к этому месту тянется колонна военной техники.

В воскресенье дадим отдохнуть

Ситуацию прокомментировал полковник Юрий Сивохин, помощник командующего по информационному обеспечению Сибирского военного округа.

– Военные выполняют федеральную программу по утилизации боеприпасов Министерства обороны, – сообщил полковник.

– Почему же они выполняют ее с такими нарушениями? Вы отслеживаете ситуацию?

– Конечно, отслеживаем! Там все делается в рамках соблюдения мер безопасности. Все группы и офицерский состав обучены, выставляется охрана.

– Сколько времени займет утилизация?

– Если не будет никаких сбоев, если никто не помешает выполнению наших задач, то в 2011 году мы должны закончить. Проблема в одном, и это надо объяснить населению: если мы не будем утилизировать боеприпасы, которые еще с советских времен складированы вблизи населенных пунктов, то в скором времени их нельзя будет транспортировать, и они могут бабахнуть. И это будет всем вредно. У нас полигона в Поспелихинском районе нет, но есть договоренность с администрацией края, которая содействовала в выделении участка. На прошлой неделе мы разговаривали с вашим главой, который сказал, что людям надоели взрывы. Командующий СибВО сразу же принял решение уменьшить количество взрывчатых веществ методом увеличения точек подрыва. По воскресеньям мы взрывать не будем. Главное – уложиться в нормативы.

Во фронтовой обстановке

Новосибирский журналист Юрий Тригубович опубликовал в "Новой газете в Сибири" материал "Во фронтовой обстановке", в котором рассказал о таком же уничтожении вооружения на Шиловском полигоне под Новосибирском.

– Из разговора с шиловскими военными мне стало известно, что полигон предназначен для стрельб, но не для подрывов, – рассказал корреспонденту Юрий Тригубович. – Якобы, определив Шиловский полигон для уничтожения старых боеприпасов, хотели сэкономить на транспортной составляющей.

Из публикации "Новой газеты в Сибири": "Недавно в редакцию „Новой” пришел подполковник запаса Сергей Куфтин. Он рассказал, что мирное население Шиловского гарнизона очень боится за свою судьбу. С мая этого года на полигоне, который находится в двух-трех километрах от жилых домов, регулярно взрывают боеприпасы. По три раза – утром, днем и вечером. По его словам, взрывные волны губительно влияют на здания. Практически во всех домах появились трещины, из окон вылетают стекла…

…Жители Шиловского полигона жаловались в разные инстанции. Даже президенту. Но пока положительных ответов не дождались. Молчит прокуратура, молчат власти".

Сейчас Юрий Тригубович ведет расследование, цель которого – определить, насколько параметры взрывов (близость к населенным пунктам, сила звука, взрывной волны и т. д.) соответствуют нормам безопасности.

Справка

В 2004 году из-за жалоб жителей поселка Факел Социализма и протестов местных депутатов на полигоне в Поспелихинском районе были приостановлены взрывы боеприпасов с истекшим сроком годности. Тогда дома сельчан в прямом смысле трещали по швам – такие нарушения были допущены при утилизации вооружения.

Программа по утилизации боеприпасов началась весной этого года в Сибири и Забайкалье. По данным СибВО, на территории округа оборудовано 23 места подрыва и семь мест сжигания боеприпасов и вооружения. В правозащитной социальной сети "Так-так-так" идет общественное расследование по фактам взрывов при утилизации боеприпасов в городах России. К нему может присоединиться любой желающий. 

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость