Недвижимость

“Кинутые” в Москве. Как это было

Более 100 жителей Алтайского края из Камня-на-Оби, Горняка и Ярового стали жертвами мошенников, предложивших им денежную работу в Москве, собравших деньги и исчезнувших.

- Для нас эта история началась в четверг, 23 ноября, - рассказывает руководитель представительства Алтайского края в Москве Николай Борисенко. - Нам позвонили из приёмной правительства и сказали, что к ним приходили жители Камня-на-Оби, написали заявление о том, что приехали сюда работать по предварительной договорённости с ООО “Виктория”. А с них собрали по три тысячи и никакой работы не дали. Этих 40 человек отправили в миграционную службу, к нам они не приходили.

Как стало известно “МЭ”, чтобы уехать домой из Москвы, жители Камня-на-Оби продавали свои мобильные телефоны. Кое-кто рискнул добираться автостопом. Денег на билет до родного города почти ни у кого не было: средства на поездку и так пришлось занимать у родственников и знакомых. На момент выхода газеты ещё не было известно, добрались ли эти люди домой.

А 24 ноября в столицу прибыла ещё одна партия жителей Алтайского края - 42 представителя Горняка. Их тоже наняла фирма “Виктория”, арендовавшая в местной службе занятости подобие офиса.

- Я собиралась на заработки ещё весной, - говорит Тамара Карпова. - Старшая дочь не хотела меня отпускать. А так как тут всё было от биржи, мы подумали, что это надёжно. Ещё и группой поехали, все друг за дружку держались.

Когда жители Горняка прибыли на Казанский вокзал в Москве, представители фирмы разделили их на группы. Мать и дочь, Галину и Марину Кошман, они посадили в легковую машину и повезли якобы в Люберцы. Работодатели от фирмы “Виктория” ещё в Горняке предложили им работу менеджеров. Сказали, что придётся часто ездить в командировки, быть представителями компании. Посоветовали брать с собой только красивую одежду. Женщины так и сделали, оставив дома тапочки и халаты.

В автомобиле женщинам сообщили, что теперь они будут ездить по Калужской области. В каждом новом населённом пункте им предстояло снимать помещение в службе занятости и набирать группы сотрудников. За каждого нового человека им полагалась премия в 300-400 руб. Жительницам Горняка работа казалась безобидной и уже начинала нравиться. Однако в дороге они заметили, что их везут не в Люберцы, а в Калугу. Там Галину и Марину поместили в полупустую гостиницу. Представители “Виктории” уехали на какой-то банкет по поводу дня рождения одного из сотрудников, за женщинами пообещали вернуться утром.

Остальных "рабочих" с вокзала привезли в Люберцы, в необорудованный офис. Сказали, что это бригадирская комната. В ней находились "бухгалтер" и "сотрудник отдела кадров". Они забрали у жителей Горняка копии документов, многие сдали сразу и трудовые книжки. Тут же заключался договор о сотрудничестве, в котором попадались орфографические ошибки. Наши земляки оплатили 2840 рублей за месяц проживания в общежитии. После этого работников погрузили в “Газели” и отправили якобы в общежитие.

- Нас привезли на строительство дач в Люберцы, - вспоминает Карпова. - Минут 40 мы ждали бригадира. Потом водители сказали, что им пора ехать. К нам вышел бригадир стройки и сказал, что ему требуются разнорабочие. Зарплата - 9 тысяч рублей. А нам всем обещали до 40 тысяч в месяц. Тут-то мы и поняли, что нас обманули.

Те же водители довезли наших земляков до ближайшей станции метро. Самостоятельно они вернулись на вокзал. В карманах у всех было по 200-300 рублей в лучшем случае.

- Вечером я позвонила домой маме, - вспоминает находившаяся в то время в Калуге Галина Кошман. - Она мне сказала: “Всю вашу группу кинули, об этом по телевидению сказали”. Я сначала не поверила. А потом стала созваниваться с нашими ребятами и поняла, что это правда…

Женщины не на шутку испугались. Галина созвонилась со второй дочерью, живущей в Барнауле. Та вспомнила, что в Калуге живёт её знакомый. В тот же вечер он приехал в гостиницу за Галиной и Мариной.

Чтобы забрать женщин, пришлось пойти на хитрость - мужчина назвался представителем фирмы “Виктория” и извинился, что так рано приехал за “девочками”. Поругавшись некоторое время, хозяйка гостиницы всё-таки позволила им уехать. Этот же мужчина помог жительницам Горняка добраться до Москвы.

В столице Галина нашла представительство Алтайского края и обратилась за помощью.

- Вообще-то, такая ситуация - внештатная для нас, - заметил нашему корреспонденту руководитель представительства Николай Борисенко. - Денег, чтобы купить сейчас всем им билеты, у нас нет. Такие расходы не предусмотрены нашим бюджетом. Но мы ищем выход из ситуации.

Сотрудники представительства обратились в прокуратуру Москвы, в краевую прокуратуру. Передали договоры, заключённые нашими земляками с ООО “Виктория”, и их заявления о том, что они стали жертвами мошенников. Следователи выяснили, что по указанному в договоре адресу такой фирмы нет, оставленный мобильный телефон принадлежит постороннему человеку. В понедельник в Москву должны были приехать следователи краевой прокуратуры для поиска представителей “Виктории”.

Все эти дни обманутые жители края жили на вокзале. Спали на скамейках, практически ничего не ели, так как не было денег. В пятницу вечером сотрудники представительства Алтайского края устроили на ночлег в комнату матери и дитя Галину и Марину Кошман, Тамару Карпову. Шесть мужчин остались ночевать в зале ожидания, ещё 11 человек разместились в общежитии строительной организации (у них были на это деньги). Сотрудники представительства купили несколько пакетов с едой тем, кто остался на вокзале.Наш корреспондент встретился с этими людьми в субботу. Все они выглядели уставшими. Говорили, что теперь никогда и никуда не поедут в поисках работы.

Звонок в службу занятости

В понедельник, 27 ноября, в правозащитный центр Горняка обратилась мама одного из пострадавших.

- Эта женщина сообщила, что приходила уже в центр занятости, там перед ней извинились и сказали, что она, если хочет выиграть дело, может подавать в суд, - сообщили нам в правозащитном центре. - Информация-то о "Виктории" распространялась и через службу занятости. Поэтому люди и поверили.

После этого корреспондент «МЭ» позвонил в службу занятости города Горняка.

- Служба занятости не набирала этих людей на работу, - ответили нам на другом конце провода. - Люди просто заблудились. Сейчас им высланы деньги в представительство Алтайского края на обратную дорогу.

- Значит, вины службы занятости нет?

- Практически нет. Но раз это наши люди, мы беспокоимся…

По последним данным

Вечером 27 ноября одна из пострадавших Галина Кошман сообщила "МЭ", что сотрудники представительства Алтайского края в Москве получили деньги, необходимые для отправки всех жителей Горняка домой. По её словам, средства перечислил на счёт представительства замглавы Горняка Борис Сахаров. Уже в понедельник группу должны были отправить поездом до Барнаула.

- Все эти дни мы практически ничего не ели, - заметила Галина Кошман. - Мужикам вообще приходится туго. Мечтаем о том, чтобы скорее оказаться дома.

Ирина Толстошеева, Марина Кочнева.