Еще в апреле в Арбитражный суд Алтайского края обратилась компания "Первый" Евгения Ракшина, которая собралась строить на месте стадиона жилой комплекс. Застройщик оспаривал протокол 1999 года, признавший строение 1965 года постройки региональным памятником. И краевой суд принял сторону истца, признав, что документ был принят с нарушением процедуры. Но апелляционная инстанция в Томске поддержала краевое управление по культуре, оспорившее вердикт регионального суда. Лично у меня возникает вопрос: зачем сохранять прежний облик "Локомотива"?
С раннего детства я жила около этого стадиона. Я помню его еще советским, с олимпийскими кольцами у входа — там училась кататься на коньках. Помню запах растаявшего снега, ботинок, мокрых шерстяных носков. Помню, как фасад заполнился густой рекламой а-ля лубок. Потом было только взрослое недоумение по поводу неухоженности, неустроенности и заброшенности огромной площадки в самом центре города — места, по которому в том числе судят о Барнауле, оно ведь расположено у двух вокзалов.
Никакого сожаления по поводу сноса этого памятника у меня бы не было. Дело не в том, что я большой сторонник жилой застройки. Просто любое новое здесь будет лучше старого.
Таких зданий в городе, чей статус памятника затрудняет развитие территорий, немало. Они рассыпаются, стареют, горят. Последним иногда везет стыдливо прикрыться нарисованным чехлом. У тех зданий, которые из разряда "антиквариата", еще есть шансы обрести новых заботливых хозяев — инвесторов. А другие будут напоминать разорившихся аристократов, обреченных на нищее беспросветное умирание.
Законодательно лишить здание статуса памятника крайне сложно. Если в отношении региональных объектов это еще возможно, то изменить статус федерального — дело почти безнадежное. Краевые власти выступали даже с инициативой внести поправки в российское законодательство с тем, чтобы расширить полномочия местных администраций в этом вопросе. Но резко против выступили власти крупных городов вроде Санкт-Петербурга.
Впрочем, тот же "Локомотив" является региональным памятником, что еще раз возвращает меня к вопросу: зачем в этом случае нужна такая принципиальность? И я далека от мысли, что дело здесь в чьей-то ностальгии или вкусовых предпочтениях.
Самое важное - в нашем Telegram-канале