На самом деле, это нормально, что построенные много лет назад здания изживают свое первоначальное предназначение. В постиндустриальный век практически во всех крупных городах Европы и Америки архитекторы ломают голову над тем, что делать с обширными кварталами бывших заводов в центральных районах, которые оказались не нужны.
Барнаул в этом смысле не исключение. Площадки вокруг "Локомотива" и речного вокзала — это депрессивные территории в центре города. Округа "Локомотива" с местными бараками, ларьками и привокзальной атмосферой — малоприятное место как для барнаульцев, так и для приезжих. С речным история ненамного лучше — прогуляйтесь здесь в летний вечер (а еще лучше, чтобы это был праздничный день). Это даже не филиал Потока, а место концентрации гопоты со всех районов города.
Как решали подобные проблемы в других городах? В мировой практике удачно перестраивали и фабрики, и порты, и стадионы. Например, в центре американского Индианаполиса что только ни делали с бейсбольным стадионом Bush Stadium, который опустел, после того как местная команда сменила дислокацию. Площадку сдавали в аренду под автогонки, пытались устроить автобарахолку. Однако городские власти поняли, что такими темпами площадка в центре превратится в пустырь. В итоге стадион решили превратить в многофункциональный комплекс с жильем и общественными пространствами.
Примеров перестройки бывших портов еще больше. Некоторые из них описывал журнал Forbes. Так, в Детройте набережные местной реки многие десятилетия мозолили глаза сменявшим друг друга мэрам. В 2002 году бизнесмены, политики и филантропы объединили усилия и пообещали привлечь $500 млн на реконструкцию обоих берегов. После того как власти города и благотворители сделали первые инвестиции в инфраструктуру, вокруг стали возникать частные девелоперские проекты.
В канадском Торонто вообще реализуют один из самых масштабных в мире проектов по перестройке набережной. Ревитализация водного фасада Торонто рассчитана на 25 лет и затрагивает территорию 800 га. Проект предусматривает строительство жилых объектов (20% из которых — доступное жилье эконом-класса), торговых центров, парков и общественных пространств. Все это помимо прочего позволит привлечь многомиллиардные инвестиции и создать 40 тыс. рабочих мест.
Обратите внимание, что в запуске вышеперечисленных проектов участвовали представители разных групп жителей города. Как правило, инициаторами проектов становились власти, но в обсуждении и реализации участвовали бизнес, горожане, общественные советы и так далее.
В случае с барнаульским "редевелопментом" депрессивных территорий дискуссии редко выходят за рамки интернет-комментариев. А зря. Ведь необходимость перестройки депрессивных территорий продиктована не только заботой о горожанах и туристах, но и бизнес-логикой: улучшение городской среды повышает капитализацию земли и привлекает инвесторов.
Самое важное - в нашем Telegram-канале