Напомним, что соглашение о создании Барнаульской агломерации главы Барнаула, Новоалтайска и Первомайского района подписали в октябре 2009 года. Затем в крае была организована рабочая группа по
вопросам агломерации и найдена компания-подрядчик для создания схемы территориального планирования (далее — схема). Ею стал "Российский институт градостроительства и инвестиционного
развития "Гипрогор" (Москва). На создание схемы из бюджета было выделено 5,5 млн. рублей. "На мой взгляд, необходимо прежде всего создать законодательную базу Барнаульской агломерации
на основании положений Градостроительного и Бюджетного кодексов, ФЗ № 131. Первоначальный этап — один из самых сложных с точки зрения эффективного управления", — говорила
ранее в интервью "ВД" Елена Сабына, доцент кафедры региональной экономики и управления АлтГУ.
В течение прошедших лет неоднократно проводились обсуждения проекта схемы, в которых участвовали главы заинтересованных муниципалитетов, краевые чиновники, эксперты. Наибольшие дебаты вызывали
вопросы, связанные с жилищным строительством, освоением правого берега Оби, транспортными проблемами. В повестку одного из таких заседаний был внесен вопрос о включении в агломерацию еще трех
муниципалитетов — Калманского, Павловского и Тальменского районов. Теперь схема утверждена, а значит, некий компромисс по обозначенным вопросам найден.
В итоге в Барнаульскую агломерацию юридически вошли только три муниципалитета — Барнаул, Новоалтайск и Первомайский район. По словам одного из экспертов, знакомых с ситуацией, Тальменский, Павловский и Калманский районы были из нее исключены из-за их неблагополучного финансового состояния. Но с точки зрения естественного формирования агломерации эти три района, несомненно, являются ее частью.
Строительство и транспорт
Жилищное строительство — одна из важнейших сфер, которая нуждается в планировании при создании агломерации. В схеме предлагается уплотнение размещения жилых домов — увеличение доли высокоплотной (преимущественно малоэтажной — три-четыре этажа) застройки в пригородах Барнаула и Новоалтайска. Для строительства жилья с комплексом социальной и инженерной инфраструктуры предложены две площадки. Первая "Приобье" — на левом берегу Оби, между поселками Центральный, Лебяжье и Змеиногорским трактом. Вторая "Берниково" — на правом берегу Оби на территории Санниковского сельсовета в Первомайском районе (в более отдаленной перспективе).
Уже начатое строительство коттеджей в ленточном бору планируется завершить, а новое не начинать. И придать ленточному бору в Барнауле статус особо охраняемой территории.
Многоэтажная застройка с объектами общественного и коммунального значения предполагается в кварталах 2008, 2011, а также в северо-западном районе Барнаула в границах улиц Попова, Просторной,
Придорожной, Геодезической, Энтузиастов, Солнечная поляна. Что касается правого берега Оби, то запланировано привлечение научно-исследовательских и проектных организаций к изучению вопроса о
возможности его застройки. Однозначного решения здесь пока не принято.
В рамках развития транспортной инфраструктуры планируется ремонт и строительство муниципальных дорог в агломерации. В частности, в Барнауле — разгрузка Павловского тракта и реализация проекта "Северного обхода города Барнаула" с соединением двух федеральных трасс — Чуйского тракта и дороги Барнаул — Рубцовск.
Предусматривается реконструкция барнаульского аэропорта, строительство в нем нового международного терминала, организация высокоскоростного железнодорожного сообщения Барнаул —Бийск и Барнаул—Новосибирск, продление автобусных маршрутов до сел, не охваченных общественным транспортом.
Транспортно-логистические комплексы предлагается разместить в районе барнаульского аэропорта, станции Укладочный (на железнодорожном направлении Барнаул — Артышта), на пересечении Правобережного тракта и железной дороги Барнаул — Бийск с Чуйским трактом, к юго-востоку от поселка Черницк и восточнее магистралей Алейского направления.
Производство, инфраструктура и "социалка"
В схеме рекомендуется развивать промышленное производство в Барнауле в районе поселков Новомихайловка и Лесной, так как они — неблагоприятны для жилищного строительства, а в Новоалтайске — расширить южную производственную зону. В схему включены несколько десятков инвестиционных проектов предприятий трех муниципалитетов. Большинство из них уже давно известны и получали какие-либо виды господдержки. В частности, это проекты предприятий "Алтайский лен", "МоПСТ", "Барнаульский молочный комбинат", "Киприно" и других.
В "социальной" части схемы много внимания уделяется вопросам модернизации и реконструкции электрических сетей, водопровода, канализации, а также созданию полигонов и мусороперерабатывающих предприятий. Например, полигон Новоалтайска планируется расширить с 10,5 до 17 га, также предполагается создание нескольких межпоселенческих полигонов и рекультивация барнаульского. Мусороперерабатывающие предприятия мощностью от 50 тыс. до 300 тыс. тонн в год разработчики предлагают построить в поселке Лесном, Новоалтайске и Первомайском районе. Также предполагается реконструкция ТЭЦ и постепенный переход на газовое отопление и биотопливо.
Первый шаг
Немногие эксперты согласились оперативно прокомментировать принятую схему. В администрации Барнаула от комментариев воздержались, также не стала комментировать тему по горячим следам Елена Сабына.
В городской Думе Новоалтайска схему тоже прокомментировать не смогли. Только сказали, что город-спутник, без сомнения, является одним из векторов развития Барнаульской агломерации, о чем свидетельствует выделение существенных средств из краевого бюджета на строительство городских дорог в этом году, запуск после модернизации подстанции "Чесноковской", способной обслуживать большие территории, реконструкция городских очистных сооружений, запуск автобуса большой вместимости между Барнаулом и Новоалтайском.
По мнению Сергея Боженко, главного архитектора проектного бюро "Пятое измерение", который выступал консультантом при создании схемы, документ является первой попыткой осмысления естественного процесса образования Барнаульской агломерации и тех ресурсов, которыми она обладает. "Проведенная работа, безусловно, полезна. Она дает возможность посмотреть на потребности и возможности муниципалитетов комплексно. Но ее нельзя считать полной, так как в реальную агломерацию входят территории, которые не вошли в нее юридически. Как будет использоваться схема, мы пока не знаем. А о сроке ее реализации говорить вообще не имеет смысла, он неопределенный. Чем больше территория, тем сложнее говорить о сроках".
Факт
По данным на 2011 год, из Новоалтайска в Барнаул на работу ездят около 6 тыс. человек и еще порядка 3 тыс. студентов. Из 22 тыс. человек трудоспособного населения Первомайского района около 7 тыс. работают в Барнауле, Новоалтайске. Жители смежных с Барнаулом территорий приезжают в город за покупками, на лечение, ради отдыха и т. д. С другой стороны, и жители столицы края стали мигрировать в Первомайский район, прежде всего уезжая жить в коттеджные поселки.
Справка
Необычные проекты агломерации
1. В микрорайоне "Берниково" Санниковского сельсовета выделена территория для парка развлечений.
2. Предлагается все садовые участки перенести из городов. Например, в Первомайский район (предлагается территория долины реки Лосихи, между селами Баюновские Ключи и Жилино).
3. Строительство объектов Российского федерального университета "Алтай" на базе интеграции вузов.
4. Строительство Музея сельского хозяйства в Барнауле.
5. Строительство многофункционального информационно-консультационного центра по инвестиционной деятельности на территории Барнаульской агломерации и сопредельных территориях Алтайского Приобья.
6. Организация прогулочных круизов Бийск — Барнаул — Камень-на-Оби.
7. Поставка газа в Китай от месторождений Западной Сибири до северо-восточных районов Китая по маршруту газопровода "Запад – Восток".
Самое важное - в нашем Telegram-канале