Это сообщение г-н Кропов сделал во время проведения Всероссийской конференции "Развитие агломераций России". Мероприятие состоялось 20-21 марта. Собравшись на базе "Новосибирского Экспоцентра" руководители субъектов РФ, главы муниципальных образований, представители бизнес-структур, общественных организаций, научного и экспертного сообщества рассмотрели передовой опыт в области развития агломераций в России и за рубежом, обсудили результаты стратегического и территориального планирования городских агломераций и разработали варианты решений наиболее частых проблем в этой сфере. Представители главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, Алтайского центра государственно-частного партнёрства и привлечения инвестиций, а также администрации города Барнаула презентовали Барнаульскую агломерацию.
Тема агломераций актуальна во всём мире. Именно агломерация – основной тренд в развитии мегаполисов. Для России это относительно новый процесс, к которому Алтайский край подключился ещё в 2009 году. Как раз тогда в регионе была создана Барнаульская агломерация, в рамках которой уже на протяжении пяти лет ведётся активная работа по взаимодействию трёх муниципальных образований: Барнаула, Новоалтайска и Первомайского района.
Людмила Зубович,
глава города Барнаула Алтайского края:
На территории этих муниципальных образований сосредоточены крупнейшие предприятия промышленности, энергетики, крупнейшие транспортные узлы. Одним словом – здесь сердце края. И от того, насколько оно эффективно будет работать, во многом зависит развитие региона в целом. Муниципальным образованиям нужно взаимодействовать со своими соседями. Один населённый пункт имеет одни возможности, второй – другие. Объединив свои силы, они не только смогут получить новый более качественный продукт, но и значительно увеличить потенциал своего развития.
В ходе пленарного заседания всероссийской конференции заместитель министра регионального развития Российской Федерации Валерий Гаевский напомнил, что министерство регионального развития РФ объявило о начале отбора пилотных агломерационных проектов в России. Приём заявок продлится до 1 мая. Задача Ассоциации "Барнаульская агломерация интеграционного развития территорий", собственного юридического лица Барнаульской агломерации – попасть в их число, чтобы стать одним из приоритетных проектов. Ведь основания для этого есть. Как отмечают многие специалисты, Барнаульская агломерация по сравнению с другими агломерациями в организационном плане достаточно далеко продвинулась.
Вячеслав Химочка,
заместитель главы администрации города Барнаула по экономической политике:
Федеральная поддержка для нас очень важна, ведь в рамках Барнаульской агломерации реализуются только те проекты, которые по силам муниципалитетам. Такие проекты, как, например, строительство коммунального моста, очистных сооружений ливневых стоков в Обь требуют серьёзных материальных вложений. Поэтому их нам уже сложнее реализовать.
Поднимая вопрос об основных критериях отбора участников пилотных проектов, полномочный представитель президента РФ в СФО Виктор Толоконский, подчеркнул, что главный упор нужно делать на наличие в регионе инфраструктурных проектов, которые бы объединяли территории, входящие в состав агломерации. Эксперты Института "Гипрогор", который занимался разработкой схемы территориального планирования Барнаульской агломерации, считают, Алтайский край может стать российским "пилотом".
Михаил Грудинин,
генеральный директор ОАО "Гипрогор":
Алтайский край располагает всей документацией о Барнаульской агломерации, необходимой для участия в отборе пилотных проектов, реализует инфраструктурные проекты, направленные на развитие муниципальных образований. Кроме того, схема территориального планирования Барнаульской агломерации является единственной схемой в России, прошедшей в установленном порядке процедуру согласования в Министерстве регионального развития Российской Федерации. Я думаю, у Алтайского края есть все шансы попасть в перечень десяти пилотных проектов развития агломерации в России.
Участники мероприятия в ходе круглых столов конференции неоднократно отмечали, что одной из самых важных составляющих любой агломерации является развитие транспортных связей. В Алтайском крае этот вопрос стал особо актуален ещё пятьдесят лет назад, отметил в ходе своего выступления начальник управления инвестиций главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Анатолий Нагорнов.
– С 50-х годов жители Новоалтайска и Первомайского района каждое утро приезжали работать на крупные и средние предприятия Барнаула, – констатировал он. – Это около двадцати тысяч человек в течение одного рабочего дня из одной территории, где непосредственно проживают, перемещались в другую, к месту работы, и обратно. С 2000 годов ситуация немного изменилась. Теперь и барнаульцы стали ездить работать не только в Новоалтайск, но и на предприятия, расположенные за пятьдесят километров от города. Когда начался процесс подготовки документов для создания Барнаульской агломерации, мы поставили перед собой задачу – сделать так, чтобы людям было комфортно добираться до работы и обратно.
До зарубежных транспортных технологий таких, как, например, подземное метро, соединяющее главные бизнес-центры или предприятия агломерации, Алтайскому краю, естественно, ещё далеко. Но первые шаги в этом направлении уже сделаны - это заявленная Анатолием Кроповым троллейбусная линия между Барнаулом и Новоалтайском.
По мнению Анатолия Нагорного, помимо развития транспортной инфраструктуры необходимо решать и социальные вопросы.
Анатолий Нагорнов,
начальник управления инвестиций главного управления экономики и инвестиций Алтайского края:
В качестве приоритетов развития Барнаульской агломерации – интеграция лечебных и образовательных учреждений, обеспечение равной доступности социальных услуг и многое другое.
Об этом сообщили в Алтайском центре ГЧП и привлечения инвестиций.
Самое важное - в нашем Telegram-канале