Своя специфика
Риэлторский бизнес специфичен. Он не создает продукта, а лишь оказывает услугу, без которой гражданин может и обойтись. Работу агентствам недвижимости дает то, что самостоятельная сделка возможна при условии наличия у клиента свободного времени и подкованности в дебрях соответствующих законов. Задача риэлторов сделать так, чтобы их услуга была гарантированно безопасной и комфортной. Чтобы захотелось человеку отдать за нее 30–50 тысяч рублей (размер комиссионных на сегодня в Барнауле в зависимости от сложности сделки). И все бы хорошо, если бы на рынок не приходили непрофессионалы.
Именно для защиты от последних с момента отмены государственного лицензирования создаются риэлторские сообщества. Они обрастают доказательствами своего профессионализма, понятными их клиентам. Скажем, сертификатом соответствия… Они вкладывают силы и средства в обучение молодежи. Стараются договориться с другими участниками сделки, тем же Россреестром, о более комфортной и мобильной работе.
Но больше всего риэлторы хотят договориться между собой. Например, как делить комиссионные? Как закрыть доступ на рынок тем, кто завлекает клиентов демпингом и очерняет саму профессию? Рынку недвижимости уже 18 лет (его рождение связывают с началом приватизации). До сих пор договориться, по большому счету, риэлторам не удалось. Даже Союзу риэлторов Барнаула и Ассоциации риэлторов Алтайского края. "Я вышел из состава ассоциации потому, что вся работа была лишь на бумаге, — говорит Мирослав Макар, директор агентства "Бакон". — Причем каждый участник тянул одеяло на себя, радея в первую очередь за свое агентство, а не за сообщество. Также требовалось платить членские взносы, которые большинство регулярно не вносили. Сейчас я могу сказать, что за те семь лет, что состоял в ассоциации, потратил серьезную сумму. Ее можно было пустить на обычную рекламу".
Очередная попытка
Формально на рынке недвижимости Барнаула действуют обе названные выше организации. Но какую-либо активность проявляет лишь СРБ. "Сегодня риэлторский бизнес в сложной ситуации, у многих нет возможности тратить время и средства на общественную деятельность", — прокомментировала работу ассоциации Татьяна Семенова,директор агентства "А-Центр". По причине отсутствия работы и, безусловно, неуплаты членских взносов (5 тыс. рублей в год с каждой компании) ассоциация была исключена из рядов Российской гильдии риэлторов. И сегодня Барнаул — единственная из сибирских столиц, которая не имеет своего представителя в РГР. Это место хочет занять СРБ. Для чего подготовлены документы, описывающие стратегию развития союза, ведутся переговоры о преференциях для его членов в организациях, с которыми сотрудничают в ходе сделки. Правда, пока по большей части это все на бумаге.
Сергей Санников, исполнительный директор Союза строителей и инвесторов Алтайского края, сказал, что СРБ не выходил с инициативой о сотрудничестве со строителями, хотя такой пункт значится в его программе. "У строителей есть свои отделы продаж или агентства, — прокомментировал Сергей Фокин, лидер СРБ. — Сотрудничать с ними всегда было тяжело, но, надеюсь, нам удастся пробить эту стену".
Россреестр, с которым СРБ хочет заключить соглашение на получение электронной подписи для доступа в базу, где содержится информация об обременении квартир, также не сообщает о начале сотрудничества. Достигнуты соглашения с компанией "Дверидофф" на предоставление 5%-ной скидки клиентам агентств. "Нам очень интересно такое взаимодействие, — говорит Катерина Кузнецова,маркетолог "Дверидофф". — Нас будут рекомендовать клиентам, а это отличная реклама. Со своей стороны мы тоже постараемся мотивировать риэлторов".
Хотят расти?
Чтобы стать членом РГР, союз должен иметь в своих рядах около 40 агентств — не менее 20% существующего рынка. "В СРБ числится 16 действующих компаний, а заявления еще двух рассматриваются, — сообщил Сергей Фокин. — Возможно, мы вновь поднимем вопрос об объединении с Ассоциацией риэлторов Алтайского края, чтобы иметь возможность вступить в РГР".
Чтобы принять новичка в СРБ, нужны рекомендации действующих членов, но руководители агентств не были готовы назвать таковых. Александр Туравинин,директор АН "Красная линия", сказал, что инициатива также должна исходить от агентств, но, как показал наш простой опрос риэлторских компаний, они не знают подробностей работы СРБ и не очень понимают, что даст им такое членство.
Получается, что одни недостойны, другие, как Мирослав Макар, разочаровались в самой идее объединения, третьим просто безразлично? Наверное, не только в этом дело. "Не идут по старой причине: вы покажите, что вы можете, сделайте что-то глобальное, а мы подумаем, вступать в СРБ или нет, — говорит г-н Фокин. — То есть сами компании не хотят утруждать себя и что-то менять".
"Я считаю, что такое объединение нужно рынку, но инициатива его создания должна исходить от государства, — говорит Вероника Гагарина, директор агентства "Валери". — Только в этом случае появятся реальные рычаги управления. А что касается имиджа надежного риэлтора, который предлагают формировать ассоциация и союз, то мои партнеры и так довольны сотрудничеством. "Валери" маленькое агентство, я могу сама организовать его работу". "Пока у союза мало что получается, — признается один из участников сообщества. — Нет денег, например, чтобы нанять управляющего директора. Да и нет четкого понимания, зачем он нужен, чем будет заниматься".
Одна из причин, по которой, на наш взгляд, риэлторы вновь заняли активную позицию, — разговоры о грядущем принятии федерального закона о риэлторской деятельности. Как раз того рычага, с помощью которого будет регулироваться рынок. Как сообщил "ВД" президент РГР Григорий Полторак, на создание текста закона потребуется еще около двух месяцев. Потом около года он будет проходить чтения в Госдуме. На вопрос, зачем нужен такой закон, Григорий Полторак сказал, что в массовом сознании россиян укореняется мнение, что среди риэлторов есть жулики. "Мы не жулики и не хотим, чтобы жулики назывались риэлторами", — резюмировал он.
Самое важное - в нашем Telegram-канале