Спорт

"Барнаульская мафия". Наши летчики стали лучшими в России! До будущего года

В конце сентября в подмосковном городе Протвино на аэродроме Центрального аэроклуба "Дракино" завершился 15-й чемпионат России по высшему пилотажу на спортивных самолетах. Трое барнаульских летчиков, защищавших честь нашего города на этих соревнованиях, - Михаил Переверзев, Валерий Корчагин и Сергей Кузнецов - впервые в истории нашего аэроклуба стали чемпионами страны. Только сейчас они смогли собраться все вместе, чтобы рассказать корреспонденту "СК" о том, чего им стоила эта победа.

Протест отклонен. Нецензурно

- Мы шли к ней очень долго, - рассказывает Николай Радостев, начальник барнаульского аэроклуба, тренер спортсменов. - И каждый раз нам не хватало нескольких очков, чтобы стать первыми. В этот раз в борьбе мы обошли и сам Центральный аэроклуб, и многие другие сильнейшие клубы России из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Иванова.

Николай Радостев знает истинную цену этих сухих протокольных слов. На всероссийских соревнованиях собираются сильнейшие спортсмены страны и мира. Выиграть у них, по словам летчиков, порой значительно сложнее, чем международные соревнования.

Например, команда объединенного конструкторского бюро Сухого сплошь состоит из абсолютных (причем многократных) чемпионов мира!

- Максимальная острота борьбы чувствуется именно на российских соревнованиях, - говорит Михаил Переверзев, барнаульский летчик. - Приезжает очень много спортсменов, их уровень очень высок, многие - действующие чемпионы мира, Европы. Как правило, все международные соревнования проходят летом, а осенью мы соревнуемся между собой. Кто-то приезжает на чемпионат России с достижениями, а кто-то, наоборот, с неудовлетворенными амбициями. И потом, наш спорт, как и любой другой, довольно субъективный. Выступление оценивают судьи. А любой судья - человек. Он ставит оценки исходя из своих соображений. А когда в судейском корпусе не один, а три, четыре или пять судей из одного аэроклуба, получается такое!

- В это раз действительно так и было, - продолжает Радостев. - Из шести судей пятеро представляли Центральный аэроклуб. Шестой - я. Мы даже написали протест по этому поводу. Но нам его в нецензурной форме отклонили…

У каждой фигуры, которую выполняет в небе спортсмен, есть свой коэффициент, который при подсчете результатов умножается на десять.

- Вот, например, Михаил выполняет фигуру, - объясняет Радостев, - выполняет хорошо, я ставлю восемь, а все остальные - по четыре. Спрашиваю: "Почему?" Отвечают: "А нам так показалось!" А это минус 160 очков. И таким образом в этом упражнении Михаил оказался на девятом месте, а они протолкнули своих пацанов!

Посмотрели потом видеозапись - действительно фигура выполнена правильно. Но… Как и в любом другом виде спорта, судейские результаты не пересматриваются.

Дружба - врозь

- Вы что! Центральный аэроклуб должен быть выше всех, потому что он центральный! - иронизирует Николай Радостев. - А тут приехали с какой-то периферии, из какого-то Барнаула… И выигрывают.

Бороться в такой ситуации очень сложно, в один голос говорят наши чемпионы. Открытой вражды, конечно, нет. Утром встретятся - пожмут друг другу руки. Вечером попьют вместе чаю. А когда дело доходит до оценок…

- Я на таких соревнованиях был во второй раз, - рассказывает еще один наш чемпион Сергей Кузнецов. - И все эти интриги стали для меня полной неожиданностью. Когда я шел в аэроспорт, думал, что он не завязан на деньгах и что в нем не может быть какой-то неспортивной интриги. Есть такое выражение - "Победа в воздухе куется на земле". Здесь оно приобретает новый смысл. Победа действительно "куется", когда за чисто выполненные фигуры занижают оценки. Но с другой стороны, этот факт стимулирует нас как спортсменов. Мы должны летать намного чище, чем летчики центральных клубов, чтобы нам ставили высокие оценки.

И все-таки мы победили!

Когда на аэродроме "Дракино" закончились все испытания, начали подсчитывать очки. И у барнаульцев сначала не учли результат Сергея Кузнецова. Он выступает во второй лиге, а их соревнования закончились в Нижнем Новгороде немного раньше. Но организаторы уже успели листовки напечатать - "Центральный аэроклуб - чемпион!"

- А я говорю: так, стоп, минуточку! - вспоминает Николай Радостев. - Напомнил им про Сергея. Приплюсовали его очки и смотрят, что Барнаул выходит на первое место! Тогда они решили схитрить и включили в свой зачет девушку. Насколько я знаю, ей лет 30, но ее "омолодили" до 21 года, чтобы прибавить бонусные 4 балла, и еще 5 - за то, что она женщина. Но и этих 9 баллов не хватило, чтобы нас обогнать. Барнаул остался на первом месте. С отрывом в 0,32 балла!

По словам наших летчиков, лучше даже не знать, что происходило в это время в кулуарах соревнований. "Центральщики" были страшно недовольны победой Барнаула.

- Этим людям просто не хочется, чтобы кто-то из далекой Сибири имел такое спортивное преимущество, - объясняет Лариса Радостева, барнаульская летчица, чемпионка Европы 2006 года.

Наши летчики не получают ни материальных, ни моральных поощрений за свои победы. И, казалось бы, какая тут может быть мотивация? Какое стремление к победе? Но нет. Интриги на летных соревнованиях есть постоянно, и это спортсменов только подстегивает. Наши летчики тратят деньги на дорогу, на вступительные взносы, живут в спартанских условиях на пути к своим медалям.

- У нас осталась советская закалка, - улыбается Радостев, - когда интересы клуба ставились превыше всего. Никто ни у кого не спрашивает и сейчас, какая у тебя зарплата, всем интересно, как ты выступил.

- И эта вражда, - добавляет Лариса, - она есть только с центральными клубами. С летчиками с периферии мы живем очень мирно: с Калугой, Брянском, Пермью, Новосибирском. А когда сборная команда России защищает интересы страны, никто никому никаких гадостей не делает. И козней не строит.

Наших спортсменов хорошо знают в летной тусовке России, Европы и мира. Называют "барнаульской мафией".

- Это за то, - говорит Николай Радостев, - что я никому не даю спокойно вести свои нечистые дела!

О клубе

Николай Радостев, начальник барнаульского аэроклуба, говорит, что сейчас здесь катастрофическое положение. "Мы держимся только благодаря администрации края, которая выделяет нам из бюджета 2,6 миллиона рублей. Раньше мы зарабатывали на авиалесоохране, но в этом году нас такой возможности лишили".

Трое спортсменов - Лариса Радостева, Михаил Переверзев и Валерий Корчагин - являются членами сборной России. Лариса выступает в высшей лиге, Михаил и Валерий - в первой. Во второй лиге Барнаул представляет Сергей Кузнецов, в третьей - Сергей Попов. В будущем году в третьей лиге, возможно, появятся еще двое барнаульцев.

В клубе не хватает авиационной техники. Самолет Як-55 еще несколько лет послужит летчикам первой и второй лиги, а вот Як-52, на котором готовятся спортсмены третьей лиги, скоро прикажет долго жить. Лариса Радостева выступает на самолете Су-31. Таких в Барнауле нет вообще, поэтому летчица тренируется в Москве.

Барнаульские летчики экономят в небе каждую минуту. Стоимость авиационного бензина - 63 рубля за килограмм. В 8,5 тысячи рублей обходится каждый летный час - это три тренировочных полета в день. Чтобы не только сохранять форму, но и совершенствоваться, нужно летать как минимум 40-50 часов в год.

"Новички сейчас - это редкость, - говорит Радостев. - Да, к нам приходят, да, нам звонят. Но мы не можем себе позволить воспитывать молодежь, это ОЧЕНЬ дорого".

О небе

Михаил Переверзев:

- Мне нравится соревноваться и побеждать. Небо - это моя работа.

Николай Радостев:

- В молодости мы говорили много высоких слов, объясняя смысл своего пребывания в авиации. Например, таких: "Летать - ведь это не ходить, летать - ведь это трудно. Наверно, так же, как любить…"

Когда увидел самолет, я понял, что буду летать всю жизнь. А когда был вынужден на шесть лет покинуть авиацию, мне постоянно снился момент отрыва от земли: она уходит из-под тебя, и ты провожаешь ее взглядом… И чувствуешь, как набираешь высоту!

Сергей Кузнецов:

- Я окончил летное училище гражданской авиации. По специальности - вертолетчик. Работал на Крайнем Севере. Затем авиация перестала быть нужна народному хозяйству, отряды развалились, пришлось увольняться. Я 15 лет прожил в Барнауле и не знал, что здесь есть аэроклуб. Попал сюда случайно и теперь – начинающий спортсмен.

Если ты заражен авиацией - это навсегда. И сейчас, если вижу летящий вертолет, в душе у меня скребет.

Лариса Радостева:

- Самолет в небе! Ничего подобного в обыденной жизни не встретишь. Это очень зрелищный, красивый, сложный спорт, достойный внимания. Сразу понимаешь, что хочешь заниматься именно этим. И не знаешь, откуда берется эта мысль.

В небе всегда происходит трудная, монотонная работы. Полюбоваться его красотами можно только тогда, когда ты уже чего-то достиг. Взлетая, ты в любом случае начинаешь выполнять все законы авиации, чтобы приземлиться.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость