Великий поход начался 5 мая в Бийске. Байдаркой, продуктами и деньгами на обратную дорогу друзей снабдила ассоциация зерноперерабатывающих предприятий "Грана". Кроме этого фирма "СИС" предоставила им спутниковый телефон - в обмен на обещание протестировать его по дороге.
В Бийске, у начала великой сибирской реки, жены помахали мужьям ручками и те бодро взялись за весла.
С самого начала ребята решили, что будут грести не меньше десяти часов в день. Путь предстоял неизведанный и неблизкий.
"В Новосибирске про нас узнали после телевизионных новостей, - рассказывает Роман. - Один мужик прямо в халате догнал нас на моторке, протянул Вадюхе трехлитровую банку вина, мне сторублевку: берите, мол, а то обижусь..."
Когда по вечерам причаливали, Вадим разбивал лагерь, а Роман кашеварил. Костра ни разу не разводили. Пищу готовили на газовой горелке, экономя время. Сегодня ребята вовсю нахваливают грановскую лапшу, которая вместе с тушенкой была главным пропитанием в дороге.
Первые две недели, по словам обских путешественников, были самыми тяжелыми. "Вечером садишься, тебя как будто качает вперед-назад", - рассказывают друзья. Перед ужином разводили спирт в алюминевой кружке, выпивали в три присеста. Это помогало уснуть. Спали по 4-5 часов.
Утром просыпались с крика. "Я кричу Вадюхе: "Борода, выше пояса все болит!, - вспоминает Роман. - Начинаю вещи в полиэтилен завязывать, пальцы не гнутся. Потом полчаса разминались, выпивали кофе и снова на весла и не стонать!"
Байдарку ребята называли просто "АХА 0105" - так, как зарегистрировали. Сначала, правда, хотели имя своему плавучему дому придумать. Потом решили, что разойдутся во мнениях. У каждого ведь свое любимое женское имя!
В Томской области с "АХОЙ" случилось чрезвычайное происшествие. В трехстах метрах от берега байдарка "сдулась", поддувные борта разъединились. "Нам повезло, что не было ветра, - вспоминают Вадим и Роман. - Если бы случился ветер, захлестнуло бы волной и мы б оказались в реке. А так, потихоньку, потихоньку поплыли к берегу.
"Не матерились?", - спрашиваю.
"А то! Потом обсуждали: прикинь, на "пустой" воде взяли бы и утонули. Лодку мы расчухали за две недели, - рассказывает Роман. - В принципе она выдержала и перегруз, и волну большую. Хотя от пластмасовых крепежных деталей в ней практически ничего не осталось. Приходилось ее стягивать потом гиперной лентой, которую в строительстве используют. Три раза за поход "АХУ" перевязывали, каркас поддували".
Томские напасти на этом не кончились - возле деревни Усть-Тым, пока ставили палатку, ребята сняли с себя около 30 клещей. Роман Кладов, когда утром стал умываться, почувствовал, что клещ все-таки тяпнул и бровь распухла. Три дня боялся - прививки-то не было! - но ничего, обошлось. Кстати, во время похода таможенники на всякий пожарный каждый день пили противоклещевые таблетки.
"Зверья вокруг было море, - говорит Роман. - В Нижнем Сузуне мы видели черного журавля, в Новосибирской области - офигенное стойбище белых лебедей. Их было тысячи три в 800 метрах от нас. Лебеди прямо над нами пролетали и в это облако гогочущее садились. Красотища!
Бобры рядом с нами не раз ночевали. Ночью какой-нибудь бобер-разведчик выходит на берег, видит наш лагерь и начинает хвостом по воде гулко так бить, предупреждая сородичей об опасности. В Томской области и дальше вовсю пикировали бекасы. Они перед самками трещат крыльями так интересно, потом кряхтя улетают. Кукушка всю дорогу до самого Севера куковала. А утки там ближе к Северу не то что наши. Не утки - коняги! Сидели такие лакомые кусочки в трех метрах от лодки, а мы с собой не взяли ни ружья, ни рогатки, только облизывались".
После деревни Октябрьской в Ханты-Мансийском автономном округе погода резко испортилась. "Подул северный встречный ветер, - рассказывают друзья. - Он не давал идти далеко, просто труба. Потом мы расчухали, что он дует с 10 до 11 часов и решили в это время спать, а плыть ночью. К тому же там после слияния Оби и Томи ночи становились все светлее и светлее. После Сургута вообще наступили белые ночи, когда в полночь темнеет, а через два часа уже светло. Плыть в этих местах было тоскливо. Проплывали зоны с колючками, вышки, где-то вдали газ горел".
Ко всему прочему за 80 километров до Нижневартовска прервалась связь. Домой встревоженным женам ребята позвонили с главпочтамта в Нижневартовске. Там же на дебаркадере встретили капитана Николая Курочкина. Этот речной ас по памяти нарисовал хлопцам карту Оби со всеми поворотами от Нижневартовска до Салехарда.
В Салехард, конечный пункт путешествия, два отважных барнаульца прибыли ночью 8 июня. Там их с оркестром никто не встречал, да друзьям этого и не надо было. Отправив короткую телеграмму, ребята вслед за ней полетели домой. Проплыв 3200 километров, они утверждают, что берега Оби - как и девушки! - самые красивые именно на Алтае.
В следущем году неугомонные искатели приключений хотят пройти на байдарке от истоков до устья Енисея.
Самое важное - в нашем Telegram-канале