Спорт

Кузнец Татьяна

46-летняя Татьяна Романина является наездницей первой категории Омского ипподрома. В Барнауле она защищала честь омских наездников на Всероссийских соревнованиях Сибирской зоны. Но помимо традиционой для ипподрома профессии - наездницы - показала себя в иной стезе. В качестве ... кузнеца-коваля.

Сколько себя помнит, Татьяна всегда была рядом с лошадьми. В 1976 году закончила единственное - тогда в СССР, а сейчас в России - училище наездников в селе Хреновом Воронежской области. Кстати сказать, училище это при конезаводе, основанном в свою бытность графом Орловым, фаворитом Екатерины Второй. В общем, из Хренового и начали скакать по миру лошади орловской породы, названной в честь его сиятельства...

В этом училище Татьяну обучали и такому предмету, как кузнечная ковка. Хоть девушка обучалась на наездницу, но все тонкости работы с лошадьми знать была обязана. Ведь забота о лошадях не сводится лишь к восторженному состоянию человека от общения с ними. А значит, нужно уметь расчищать копыта (вдруг они воспалятся, или на них появятся мозоли), подковывать. От правильной ковки зависит работоспособность лошади. В частности, ее походка, шаг. А если подковать неправильно, лошадь может захромать. Также умелой ковкой выравнивается ход лошади. По мнению Татьяны, ковка - великая наука.

Сама кузнец Татьяна не согласна с тем, что женщин "кузнечной профессии" - можно перечесть по пальцам на всю страну. "Ведь на многих ипподромах есть женщины-наездницы, - говорит она. - А значит, они сами должны подковывать лошадей. Кто, как не наездники, лучше всех знает походку и нрав своего питомца?" И согласилась, что фраза "коня на скаку остановит" - именно про нее.

Друзья и знакомые иногда подшучивают над "кузнечной" профессией Татьяны. Но - в пределах разумного. Ведь все знают, что лошади для Татьяны - трепетная тема. Они значат для нее все. И не сможет она их предать. Ни за какую машину. "Ведь любая скачка - это одна, очень индивидуальная лошадиная сила, - поясняет кузнец, - а под капотом машины таких "сил" - сотни. О чем говорить? Железо есть железо".

Хотя свой автомобиль у Татьяны есть. Кстати, из Омска в Барнаул Татьяна добралась именно на своих "Жигулях" - удобно.

Как выяснилось, лошадок на ипподроме в конкурсе кузнецов-ковалей подковывали специальными подковами, привезенными аж из Финляндии. Вырождается профессия? "Да нет, - объясняет Татьяна, - просто сам конный спорт 80-х ушел в забытье, как и все связанное с ним. Но слава богу, все сейчас возрождается. И кузнецы есть хорошие. Но не все же сразу".

Татьяна, хоть и работает с металлом - железной подковой, но душу в работу вкладывает. Ведь от качества ковки зависит и все лошадиное состояние. Ведь ни одна лошадь сама запросто не "пригарцует" к кузнецу: "Подкуй меня, иго-го!" Потому кузнец-коваль и лошадь во время ковки - одно целое.

На соревнованиях Татьяна подковывала не знакомую ей лошадь. "Страха не испытываешь, - говорит о своих ощущениях кузнец, - но немного волнуешься. Ведь лошадь может неадекватно среагировать на апплодисменты зрителей, на голос из усилителей. Стараешься успокоить животное, поговорив с ним".

В Омске у Татьяны есть две подковы. На счастье. Одна в конюшне на ипподроме, другая - дома.

- И правда, что подковы приносят счастье? - спрашиваю у кузнеца-наездницы.

Татьяна подумала и ответила, что это очень сложный вопрос. "Хотя я страсть как рада, что работаю с лошадьми всю жизнь. Мне это нравится. А значит, подковы принесли счастье".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость