Однажды в моей скромной футбольной практике был исторический матч, который наша команда проиграла со счетом 1:17. Нисколько не шучу. Я его запомнил навсегда. Это было первенство города по мини-футболу, а играли мы против лидера, у которого в нападении отлично действовал известный барнаульский футболист Владислав Яркин.
За этим матчем в спорткомплексе БГПУ наблюдало много зрителей — все хотели, чтобы лидер оступился, и поэтому болели за нашу команду. Мы тогда шли где-то в серединке таблицы и тоже рассчитывали покусаться с соперником. Но — это был не наш день. У нас на игру не сумел прийти ключевой игрок — голкипер. В итоге каждый пробовал себя "в рамке", получал по две-три "банки" и успокаивался. Балкон, на котором расположились многочисленные зрители, сначала свистел, затем хохотал, а когда при счете примерно 0:10 мы все-таки забили свой гол престижа, он просто рухнул от смеха.
Поэтому я прекрасно понимаю наших хоккеистов, которые совершили главное событие прошлой недели. Такие поражения не забываются, тем более на Олимпиаде, тем более на родине хоккея — в Ванкувере. На Олимпиаде, которая и так складывается для нас из рук вон плохо. Но такие "удары в нос", как выразился канадский тренер Пэт Куинн, надо пережить. Зализать раны, задушить себялюбие и — снова в бой. В этом и есть смысл профессионального спорта. Останавливаться нельзя.
Но здесь я хотел бы сказать еще и о другом — о великодержавном русском шовинизме. Как только мы — чемпионы мира, страна до безумия любит своих хоккеистов. Как только они проиграли, сразу превратились в изгоев. Хиддинк и его команда в глазах дилетантов не так давно стала сборищем бездарностей во главе с Аршавиным. Теперь на очереди Овечкин и иже с ним. У нас вообще есть удивительная черта ненавидеть, как-то по-особому презирать тех, кто попал в полосу неудач. И большинство из нас делает это с особым наслаждением. Достоевщина какая-то…
Известный телеведущий Владимир Познер в недавнем интервью "Спорт-Экспрессу" высказался на этот счет предельно ясно: "Ненавижу, например, вот это: "Подвели страну!" Что это значит?! Или: "Они обязаны выиграть!" Чтобы доказать — что? Я вообще этого не понимаю. Американцы, к сожалению, тоже иногда этим грешат. Великодержавный шовинизм есть и у американцев, и у россиян. Поражения переживаются тяжело, победы вызывают эйфорию".
Горькие неудачи вызывают у нашего народа еще и жгучее желание найти виноватых, поставить их к стенке или позорному столбу, затем разрушить все, что создавалось годами, и начать строить заново. Четыре года назад в Турине мы были четвертыми по количеству выигранных медалей. Разве тогда, в 2006-м, у нас была лучше ситуация с развитием спорта в стране? Нет! Так, может быть, спортивные объекты открывались в каждом городе сотнями? Тоже нет!
Когда некоторые умники связывают массовый спорт (проще говоря — физкультуру!) с количеством выигранных медалей на Олимпиаде — это чистой воды дилетантство. Это все равно что сравнивать количество запусков в космос с динамикой посещаемости планетариев. Но ведь не всем дано летать в космос, держать в руках клюшку. Даже зарядку по утрам делает далеко не каждый из нас. Финляндия тоже провалилась на этой Олимпиаде по количеству медалей, но разве в этой скандинавской стране не развивают массовый спорт? Значит, причины в чем-то другом.
Вывод напрашивается простой. Есть поражения, объединяющие нацию, и поражения, которые вызывают раздрай. Мне больше нравятся первые. Поэтому я выступаю за поддержку хоккеистов. Они еще будут чемпионами. Очень скоро, в мае, в Германии. Я почему-то стараюсь в это верить.
Самое важное - в нашем Telegram-канале