Работа и обучение

Набрали форму: как алтайским производителям школьной одежды удалось потеснить Китай

Для алтайских производителей школьной формы и родителей учеников уже началась горячая пора. С начала апреля предприятия предлагают форму на будущий учебный год и собирают заказы. Не без помощи властей алтайские производители начинают теснить с рынка китайских и новосибирских конкурентов. На руку им и более низкая цена, которую они стараются сдерживать.

Коллекцию новых моделей школьной формы, разработанных швейниками края, демонстрировали на июньской выставке детских товаров у Театра драмы ученики школы моды "Светлана".
Коллекцию новых моделей школьной формы, разработанных швейниками края, демонстрировали на июньской выставке детских товаров у Театра драмы ученики школы моды "Светлана".
Айжан Жакипбекова

Новый "Закон об образовании", включающий право школ устанавливать требования к одежде учащихся и обещающий компаниям, которые занимаются ее производством, миллиарды рублей, вступил в силу 1 сентября 2013 года. Тогда форму выбрали только 12% общеобразовательных учреждений края для 24 тыс. 887 обучающихся — чаще всего лишь отдельные ее элементы, например жилет. Другие предпочли просто обозначить необходимость официально-делового стиля в облике учеников. Не удивительно, что тогда заработать предприятиям – производителям формы не удалось. Не получилось у них заговорить на одном языке с родителями и через год, несмотря на то что обязать учеников ходить в единой одежде решили на 20% школ больше. Родителям не всегда нравилось качество, внешний вид изделий и узкий модельный ряд, поэтому на алтайский рынок легко зашли более предприимчивые фабрики из Новосибирска, которые имели опыт работы в соседних регионах.

Спустя три года после узаконения формы в нее переоделись 55% школьников в 43,2% общеобразовательных организаций, рассказали в краевом управлении образования и молодежной политики.

Да и производителям есть чем похвастаться: если в 2013 году основные промышленные предприятия — "Швейная фабрика “Авангард”", рубцовская "Швейная фабрика" и "Алтайский трикотаж" — изготовили около 3 тыс. комплектов одежды для школьников, то в 2015-м выпуск теми же производителями составил около 20 тыс. единиц. За это же время предприятия научились не только шить, но и продавать одежду.

Больше — лучше

Еще два года назад лучше всего на этом рынке себя чувствовали небольшие компании и ателье, которые обслуживали по нескольку школ, а то и классов. Пока гиганты местного уровня старались подстроиться к реалиям, они работали индивидуально с каждым ребенком и подгоняли изделие по фигуре.

Но сегодня ситуация меняется. Спрос на товары промышленных предприятий растет. За это время они успели адаптироваться под запросы рынка и начать выпускать то, что нравится и детям, и родителям. Определились за это время и с модельным, и с размерным рядом.

Елена Завьялова,
директор предприятия "Алтайский трикотаж":

На месте не стоим, делаем новые модели, вводим дополнительные аксессуары, начинаем задумываться о спортивной форме.

Нина Денисова,
директор рубцовской "Швейной фабрики":

В прошлом году мы пошли на поводу у родителей, которые начали говорить, что нужно что-то красивенькое. Разработали 47 моделей. Но когда родители от разговоров переходят к делу, покупают строгую офисную одежду. Спросом в итоге пользуются 10 моделей. На них мы ориентируемся.

Фирма, которая еще два года назад работала в том числе и с отдельными классами и школами, сегодня полностью отказалась от такой схемы. Основное направление деятельности компании — верхняя детская одежда и спецодежда. Формой она занимается лишь три месяца в году и выпускает не больше 50 тыс. комплектов.

Кроме того, фабрики научились продавать свой товар. Теперь они не ждут, что родители сами придут и купят их одежду, предприятия начали активно предлагать форму, как это еще три года назад делали конкуренты из Новосибирска. Сегодня одни сами ходят по школам, другие делают скидки, третьи готовы привезти покупателей в свой магазин.

Елена Завьялова,
директор предприятия "Алтайский трикотаж":

Сейчас у нас уже началась горячая пора — мы представляем свою форму на родительских собраниях, получаем заявки от классов и школ. При раннем заказе, в апреле, сбрасываем цену, скидки от 20% до 50% получают многодетные и малоимущие семьи.

Рубцовская швейная фабрика заказы со школ не собирает, но если родители хотят одеть детей у нее, может организовать транспорт до магазина при фабрике.

Маргарита Кропотина,
директор барнаульской швейной фабрики "Авангард":

Другой подход выбрала барнаульская швейная фабрика "Авангард" — "дочка" новосибирского "Приза". "В школы мы не ходим, потому что у нас большая розничная сеть, где можно купить нашу одежду. Мы стараемся вывести торговлю на цивилизованный уровень, чтобы мы не бегали по школам, а люди сами пришли и купили все, что им хочется. Мы разработали программу лояльности — даем скидки до 25%, делаем подарки первоклассникам, предлагаем большой ассортимент.

Алтайские предприятия представили варианты школьной формы. Барнаул, 20 мая 2013 года.
Анна Зайкова

Вопрос цены

Но главное преимущество местных компаний — цена. Если еще несколько лет назад в этом сильно выигрывал Китай, который и был основным конкурентом, то сегодня из-за курсовой разницы стоимость его продукции зачастую выше, чем алтайской. Несмотря на то что сырье местные фабрики тоже покупают за границей, другие расходы растут несущественно. К тому же производители не закладывают в цену больших рисков и производят только то, что гарантированно смогут продать.

По данным управления по промышленности, стоимость трикотажного комплекта одежды из 5 элементов сегодня составляет в среднем 2–2,5 тыс. рублей. Стоимость такого же комплекта одежды из ткани — 4,5–5 тыс. рублей. По данным ведомства, в 2016 году алтайские производители намерены максимально сохранить цены на одежду для школьников на уровне прошлого года.

Для многих форма — это не основное направление бизнеса, а его поддержка. Например, рубцовской "Швейной фабрике" она помогает оставаться загруженной заказами, когда спрос на верхнюю одежду падает. Происходит удачное замещение, говорит Нина Денисова.

Крупные предприятия держат цену и за счет увеличения объемов и снижения себестоимости. "Процентов 20% от общего объема формы шьем на рынок Алтайского края. Остальное по заказам отшиваем для крупных сетей из Питера и Кузбасса. Мы не работаем с индивидуальными заказами, шьем по ГОСТу. Поэтому у нас и цена хорошая: брюки — до 1 тыс. рублей, жилет — 600–700 рублей. Стоимость держим за счет объема и унификации моделей. В прошлом году мы повысили цены, и при этом они все равно оставались самими низкими", — рассказывает она.

Для "Алтайского трикотажа" основной товар из школьной линейки — жилеты, именно их заказывают чаще всего. Сегодня жилет, по словам директора предприятия Елены Завьяловой, стоит 750–800 рублей. Конкуренты, по ее словам, предлагают изделия из такого же сырья за 1,1 тыс. рублей.

Елена Завьялова,
директор предприятия "Алтайский трикотаж":

Сырье, которое мы закупаем, импортное, его везут из Белоруссии, Индонезии. К сожалению, российская сырьевая база вызывает большой вопрос. Если ткани еще найти можно, то предприятий по производству пряжи из хлопка просто нет. Мы привязаны к курсу доллара и пострадали от роста цен на сырье, но, с другой стороны, стали более конкурентоспособны на рынке в целом. Теперь наша продукция дешевле, чем товар, изготовленный в Китае или Турции.

Цены на фабрике поднимали год назад на 5–7%.

Пока школьная форма занимает не больше 20% всего объема производства и продаж на "Алтайском трикотаже". Потенциально объемы ее изготовления могут увеличить в 2–2,5 раза. Но Завьялова говорит, что сейчас никто не работает на склад: "Мы производим только то, что нам заказывают, либо то, что гарантированно продадим".

Труднее будет удержать цены более мелким производителям. По ним рост цен на сырье и фурнитуру ударил значительно сильнее. О возможном повышении стоимости изделий говорят, например, в бийской компании, которая выпускает одежду под маркой "КидСтайл". Руководитель отдела продаж Ирина Грибова отмечает, что цена на сырье возросла на 15–20%. Если в прошлом году предприятие продавало жилеты для учеников начальной школы за 750 рублей, юбки за 700, сарафаны за 1,3 тыс., то прогнозировать их стоимость в следующем учебном году в компании пока не берутся.

В то же время и для небольших компаний производство формы — хорошая подмога. "Отказываться от этого направления нельзя, сейчас времена такие — ни от чего

нельзя отказываться. Но и на одной школьной форме не выживешь. Из-за того что мы работаем на импортном сырье, ситуация непредсказуемая. Цены на него нестабильны. Но если мы и будем повышать цены, то незначительно", — говорит индивидуальный предприниматель Ольга Омельченко, которая выпускает одежду под маркой "Папа-мама".

Ношение формы может стать обязательным.
Михаил Хаустов

Единым фронтом

На рынке школьной формы в Алтайском крае местныее производители в этом году смогли потеснить новосибирских конкурентов. Еще пару лет назад основными поставщиками были компании Alolika и "Самм". Они и сейчас работают на алтайском рынке, но их доля падает. В новосибирских компаниях работу в нашем регионе не комментируют.

В борьбе с инорегиональными коллегами алтайским предприятиям помогли власти. По поручению губернатора в Барнауле открыли Алтайский оптово-розничный центр школьной и офисной одежды. Теперь на территории фабрики "Авангард" за небольшую арендную плату компании могут выставлять на продажу свою одежду. Подготовили власти и рекламный фильм о школьной одежде, его демонстрируют на родительских собраниях.

Сейчас в планах Управления Алтайского края по промышленности и энергетике создание интернет-ресурса, где можно будет выбрать понравившиеся модели, и Ассоциации алтайских товаропроизводителей. Кроме этого, ежегодно будут проводить общественную экспертизу качества школьной одежды, а результаты отдавать производителям для учета при разработке новых моделей и коллекций.

К тому же в школах на родительских собраниях говорят, что есть негласная, но настоятельная рекомендация властей ориентировать родителей на покупку алтайской формы.

Подрастут с учениками

Несмотря на проблемы, которые озвучивают производители, от этого направления отказываться никто не собирается. К тому же у них есть перспектива через несколько лет расширить ассортимент. Сейчас одежду для старшеклассников производят единицы — нет спроса. Взрослые школьники, не приученные с младших классов к форме, с куда меньшим желанием следуют рекомендации ее носить. Но сегодняшние первоклашки скоро вырастут, а вместе с ними возрастет и потребность в форме.

Цитата

Ольга Омельченко,
индивидуальный предприниматель:

Мы не знаем, чего хотят от нас. Да и родители сами не знают, что им нужно. Много нахлебались с этим, а прибыли пока не видели. От формы хотят слишком много: ее стирают в машинке вместе с джинсами и носками и хотят, чтобы вещь не изнашивалась. Форму носят каждый день, не снимая, девять месяцев. И при этом родители хотят, чтобы она выглядела как новая.

Факт

Как сообщили в управлении по образованию, в 2015/16 учебном году в пилотном режиме реализуется проект по поэтапному введению единой формы в школах Ельцовского, Косихинского, Павловского, Первомайского, Ребрихинского, Тальменского, Тогульского, Шипуновского, Шелаболихинского районов и городов Алейска, Барнаула и Новоалтайска. Всего в проекте принимают участие 30 общеобразовательных организаций, планируется в школьную форму швейных предприятий края одеть более 1,5 тыс. первоклассников.

Какой должны быть форма

В 2014 году Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края утвердило типовые требования к одежде школьников. Документ устанавливает деловой стиль одежды, но оставляет возможность школе и родителям выбрать цвет, фасон, отличительные знаки. Требований к комплектности одежды обучающихся, цветовой гамме, составу материалов, фасону в региональных нормативных актах нет. Все эти детали определяют администрация школы, родители и ученики. Решение закрепляется в уставе и локальных актах школы.  

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость