Жизнь

Видео. Немецкие режиссеры сняли фильм об эксплуатации детского труда в Узбекистане

Немецкие режиссеры сняли короткометражный документальный фильм Speaking Cotton ("Говорящий хлопок"), рассказывающий об эксплуатации детского труда при сборе хлопка в Узбекистане. По словам авторов фильма Эрика Мальхова (Erik Malchow) и Штефани Трамбов (Stefanie Trambow), идею им подали правозащитники из организации "Узбекско-немецкого форума по правам человека".

Как сообщает Deutsche Welle, основные съемки проходили в Узбекистане в октябре 2010 года, часть фильма снималась в Германии.

Пообщавшись со знающими ситуацию в Узбекистане людьми, авторы фильма не стали добиваться официального разрешения узбекских властей на съемки и приехали в республику в качестве обычных туристов, имея при себе лишь небольшую HD-видеокамеру, которая не производит впечатления профессиональной. Как заявил Мальхов, их фильм рассчитан, в первую очередь, на немецкую молодежь - "web-поколение, которое черпает информацию в основном в интернете", - которую они хотят познакомить с проблемой использования детского труда в Узбекистане.

"Я начал снимать в Ташкенте, потом провел пару дней в Андижане, потом отправился дальше. Меня неоднократно проверяли на различных КПП. Ко мне как к немцу был, кажется, особый интерес. Но я неплохо владею русским языком, и когда я говорил, что путешествую как турист, мне верили", - рассказывает Мальхов.

Намного сложнее, по его словам, было вести съемку. "Мы старались быть предельно осторожными, потому что знали, что если нас заметит кто-то либо из представителей властей, то это может закончиться плохо. Иногда мы часами ездили по окрестностям, стараясь убедиться в том, что нас никто не преследует. Мы были наслышаны о том, с какими проблемами до нас столкнулись журналисты BBC, работавшие в Узбекистане", - продолжает Мальхов.

К каким выводам пришли авторы после того, как сняли свой фильм?

"Я понял, что сбор урожая хлопка - это проблема, затрагивающая все узбекистанское общество, - отмечает Мальхов. - Она не ограничивается только использованием детского труда. На поля выводят самых разных людей - учителей, чиновников, врачей и медсестер".

По его ощущениям, привлечение детей к сбору хлопка оправдывается тем, что "они что-то зарабатывают и тем самым зарабатывают себе на учебники. Но в нашем представлении оплата кажется совершенно несоразмерной их труду", - добавил Эрик.

Проблема слишком далека от простых немцев - как территориально, так и ментально. "Мы хотели сделать ее ближе. Обычный немец ведь даже не знает, как выглядит цветок хлопка, какова рабочая цепочка по производству хлопчатобумажной продукции", - добавляет Эрик Мальхов.

Штефани Трамбов удивило то, что многие узбекистанцы относятся к сложившейся ситуации со сбором хлопка как "к чему-то нормальному, само собой разумеющемуся". Не меньшее удивление ждало режиссеров, когда они, проводя опросы на улицах немецких городов и поняли, как мало в Германии известно о проблеме детского труда в Узбекистане и насколько люди равнодушны к этому, "хотя многие понимают, что низкие цены на хлопчатобумажные изделия возможны только благодаря несправедливым условиям труда и привлечению к работам детей".

Трамбов напомнила, что в Европе уже действуют рыночные принципы типа FairTrade, отстаивающие справедливые стандарты производства и международной торговли, но призналась, что если ей понадобится хлопчатобумажная футболка, она, скорее всего, не станет тратить время на поиски той, что произведена в соответствии с принципом FairTrade, а купит в ближайшем магазине.

На вопрос о планах, связанных с Узбекистаном, Мальхов ответил, что в следующем году ему по работе понадобится виза в Узбекистан, и он теряется в догадках, получит ли он ее теперь.

Напомним, власти Узбекистана отрицают наличие проблемы использования детского труда при сборе хлопка в стране, однако в действительности повсеместно и массово привлекают школьников к сельхозработам. Несмотря на постановления правительства ("О мерах по реализации ратифицированной Республикой Узбекистан конвенции о минимальном возрасте для приема на работу и конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда" за № 207 от 12.09.2008 года - Прим. ред.), запрещающее использовать в сельском хозяйстве детский труд, многочисленные призывы правозащитников и даже бойкот западных импортеров.

В связи с использованием принудительного детского труда в Узбекистане Министерство труда США запретило приобретать узбекский хлопок, а когда Международная организация труда выразила серьезную озабоченность обвинениями в привлечении школьников к работе на полях, узбекские власти не позволили МОТ приехать в страну для проверки условий во время сбора урожая хлопка. В ответ депутаты Европарламента, строго осудив использование детского труда в Узбекистане, отказались снижать пошлины на импорт текстильных изделий из Узбекистана до тех пор, и призвали президента Узбекистана Ислама Каримова позволить МОТ провести свое расследование. Но в то время как западные фирмы отказываются от узбекского хлопка, его с удовольствием скупают  компании из России, Китая, Индии и ряда других стран, сообщает международное агентство "Фергана".

Подпишитесь на Алтапресс в Телеграме и в Max

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость