Туризм

Агротуризм рад помощи государства, но опасается давления

Всело Тоурак Алтайского района из Санкт-Петербурга приехали жить несколько семей. Они пришли в администрацию района с простым вопросом: чем здесь лучше заняться? Им посоветовали агротуризм – с расчетом на то, что в крае скоро заработает специальная программа "Развитие сельского туризма в Алтайском крае". Здесь же порекомендовали обратиться в службу занятости, чтобы попытаться получить грант в 50–60 тыс. рублей как начинающим предпринимателям. Люди с воодушевлением приняли идею. "Но я не знаю, правильно ли сделала, что так обнадежила людей", — говорит Галина Сузик, председатель районного комитета по туризму, развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.

Сельский туризм на Алтае.
Сельский туризм на Алтае.
Анна Зайкова

Программные претензии

Собственно, эту историю рассказала она. И она же посетовала, что сегодня нигде не прописаны принципы работы тех, кто занимается агротуризмом. "Вот мы и запрягаем телегу впереди лошади, — говорит Галина Сузик. — Практика-то диктует, что надо действовать, а законодатели в этом плане, я считаю, еще не проснулись. Ведь сельский туризм мог бы в целом дать толчок к развитию предпринимательства в таких районах, как наш. Но в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в РФ" даже понятия такого нет — "сельский туризм".

Действительно, все, кто сейчас занимаются в крае агротуризмом, работают по принципу "кто в лес, кто по дрова": одни зарегистрированы как предприниматели, другие — как личное подсобное хозяйство (ЛПХ), а большинство вообще нигде и никак не зарегистрировано. На начало года официально по приему туристов в усадьбах работали 46 граждан. 17 из них — в Алтайском районе, но там же неофициально принимают гостей еще более 200 сельских домов.

Некоторую надежду на то, что этот небольшой рынок будет упорядочен, а его участники даже получат поддержку, давала упомянутая краевая программа. Однако пока она вызывает большое число вопросов. Программа создавалась в форс-мажорных обстоятельствах. Параллельно с ней готовились еще шесть. Все они разрабатывались для того, чтобы успеть поучаствовать в конкурсе Минсельхоза на софинансирование региональных ведомственных целевых программ. Из шести поддержку получили только две — по развитию молочного и мясного скотоводства. "Однако в Минсельхозе сказали, что если в регионах по программам будут освоены собственные средства, то к рассмотрению вопроса по софинансированию могут вернуться. Поэтому мы продолжаем работу в этом направлении", — говорит Николай Халин, начальник отдела промышленного садоводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств ГУСХ.

И люди в районах на нее рассчитывают. Однако к этой программе есть как минимум две большие претензии. Первая заключается в том, что в документе не прописаны механизмы получения поддержки. Обозначены только четыре ее направления: субсидирование части затрат на строительство гостевого дома, на заключение договоров с турагентствами, на участие в выставках, а также обучение. Однако нет ответов на вопросы, каким требованиям должен отвечать получатель помощи, каков порядок ее получения и когда можно на нее рассчитывать.

Частично ситуацию объяснил Николай Халин: "Не нужно утрировать ситуацию. Не все субъекты подходят под категорию "сельский туризм". Субъект имеет право на получение какой-то поддержки при соблюдении нескольких условий. Во-первых, и это самое важное, он должен быть сельхозтоваропроизводителем. Точка! И не каждое ЛПХ может просто взять эту помощь. Оно должно быть зарегистрировано в сельсовете как ЛПХ, причем отдельно должно значиться, что хозяйство предоставляет услуги агротуризма. Ведь есть стандарты предоставления тур­услуг: по питанию, по уходу и
т. д. Контролирующие органы будут тщательно это проверять".

А исходя из этих слов, равно как и из самой программы, следует и вторая претензия. Выходит, что предпринимателями, которые имеют право претендовать на занятие агротуризмом, могут быть только сельхозпроизводители. И это при том, что сегодня вовсе не все, кто принимает туристов на домах, относятся к этой категории. То есть, грубо говоря, программа рассчитана на поддержку не столько туризма, сколько сельского хозяйства. А это существенно ограничивает не только число претендентов на госпомощь, но и само понимание агротуризма как самостоятельной отрасли.

Есть и ряд менее масштабных неясностей. Скажем, не совсем понятно, по каким критериям будут проверять те самые требования к объектам агротуризма. Как пояснила "ВД" специалист "Алтайского центра сертификации" Татьяна Малышева, разработка стандартов по сельским гостевым домам в графике работы технического комитета Федерального агентства по техрегулированию запланирована только на 2010 год.

Лишь бы не было удавки

В районах предприниматели двояко относятся к инициативе властей по поддержке их отрасли. С одной стороны, они осознают, что любая помощь лишней не будет. Практически все, с кем удалось побеседовать "ВД", хотели бы учиться и совершенствоваться в своем деле. А о субсидировании части затрат на постройку домов и речи не идет. Скажем, у Нины Правовой из Алтайского района случился пожар, и такие средства ей бы пришлись кстати. А Лариса Пастухова из Чарышского района хотела бы развиваться дальше и построить еще один-два дома. Для этого нужны существенные суммы. "Когда мы только купили первый дом 1937 года постройки за 67 тыс. рублей, то сразу вложили в его реставрацию 300 тыс. рублей. И потом еще, доделывая, не меньше 200 тыс., — рассказывает она. — Чтобы построить нормальный гостевой дом, нужно минимум 500 тыс. рублей".

Некоторым из предпринимателей не помешало бы и сотрудничество с турфирмами, которые предлагали бы их услуги клиентам. Скажем, Нина Правова полагает, что это могло бы помочь в работе. Хотя Лариса Пастухова говорит, что, даже имея неплохую возможность договориться с агентством "Охота", ею в итоге не воспользовалась, потому что и без этого туристов было много.

Однако есть и другая сторона восприятия этой программы. Рассчитывать на помощь, как говорилось выше, могут только официально зарегистрированные субъекты. А это значит, что программа подталкивает нелегалов к официальному оформлению. "А чем обычно заканчиваются такие кампании? Зарегистрировали. Определили ставку налогообложения. И на этом — все, — высказывает свои сомнения Андрей Покидько из Алтайского района. — Задача может состоять как раз в том, чтобы обложить налогами и отранжировать предпринимателей, занимающихся туризмом".

Сомнения коллеги поддерживает и Нина Правова. Она рассказывает, что налоговая служба уже проводила проверку боем: сотрудники представлялись туристами, просили поселить, а потом вели разъяснительные работы. "Нам старались навязать обязательства. Но я земельный налог как физическое лицо плачу. Договоры с туристами я не заключаю, поэтому нет основания, по которому я бы платила налог. Что касается прибыли, то она у меня нефиксированная, ее может вообще не быть, как в этом году, когда сезон был сорван из-за плохой погоды, — рассказывает Нина Правова. — Нам же говорили, что нужно декларировать свои доходы, предлагался даже расчет — 25 рублей за 1 кв. м сдаваемой в аренду площади".

Именно по этим причинам предприниматели не спешат регистрироваться. "Я, в принципе, не против. Главное, чтобы все это не получилось, как в том анекдоте. Бежит толпа, а навстречу чиновник: "Вы куда?" — "В магазин. Говорят, вешать будут, так веревок на всех не хватает". Вот хотелось бы, чтобы удавку нам на шею не надели", — добавляет г-жа Правова.

"Видите ли, я понимаю, что платить рано или поздно все равно придется. Но нужно, чтобы к этому вопросу подходили разумно. Ведь одно дело, когда принимаешь 10 гостей, а другое — когда 200. То ли они живут в хлеву, то ли в комфортабельном доме", — рассуждает Андрей Покидько. Но здесь же задается другим очень важным вопросом: а кто все это будет проверять? И как?

Как бы то ни было, в самое ближайшее время, похоже, союз агробизнеса и власти будет ограничиваться договоренностями на уровне района или сельсовета. Краевые власти говорят, что не будут гнаться за временем и раздавать деньги просто так, а сами предприниматели только "зреют" для того, чтобы работать на рынке цивилизованно.

Как в вашем районе развивается агротуризм? 

Екатерина Стрельцова,
специалист по туризму администрации Чарышского района:

У нас только в этом году люди начали понимать, что на туризме можно зарабатывать. На данный момент у нас официально работают два сельских дома: один — на восемь мест, другой — на четыре. И неофициально — еще два. Алтайский район уже переполнен, люди едут к нам в основном дикарями. В прошлом году все берега Чарыша были забиты. Мы стали предлагать нашим жителям организовывать лагеря, предоставлять палатки. И уже весной этого года люди стали более организованно этим заниматься.

Татьяна Будкевич,
завотделом развития туризма комитета экономики
и туризма администрации Солонешенского района:

Мы обратили внимание на эту отрасль в 2007 году и подумали, что она может быть перспективной для нас. Я собрала всех, кто в этом заинтересован, мы сели в автобус и поехали в Чемальский район, где активно работает "Зеленый дом". Люди вернулись воодушевленными. Мы подумали, что нужна финансовая поддержка, и объявили конкурс на лучший проект уже собственного "Зеленого дома". Победителем стала семья Марковых из села Топольное. Им выделили 52 тыс. рублей. Они провели реконструкцию дома, оформили его в русском стиле. В 2008 году мы также закладывали средства на конкурс в бюджете, однако позже их перенаправили на участие в выставке. Всего у нас принимают туристов 16 усадеб.

Галина Сузик,
председатель комитета по туризму, развитию предпринимательства
и рыночной инфраструктуры администрации Алтайского района:

В прошлом году у нас было зарегистрировано 17 субъектов агротуризма. Но много больше — незарегистрированных, более 200 усадеб. Мы хотели провести семинар для всех, кто этим интересуется и занимается, на тему участия в целевой программе "Развитие сельского туризма в Алтайском крае". Однако по сей день ГУСХ нам не рассказало, какими будут механизмы ее реализации. Пока эта программа, я считаю, является рамочной. Но работать нам все равно нужно. Есть мысль даже создать ассоциацию, пусть сначала в нее войдут хоть 17 субъектов, потом к ним, возможно, и другие подтянутся.

Формы поддержки субъектов агротуристического бизнеса

Форма

2009 год, в тыс. рублей

2010 год, в тыс. рублей

2011, в тыс. рублей

2012, в тыс. рублей

Всего, в тыс. рублей

Субсидирование части затрат на строительство, реконструкцию и ремонт гостевых домиков, включая работы, связанные с подключением гозапровода, водопровода, канализации и электросетей

2664

4125,3

4903,1

6204,9

17 897,3

Субсидирование владельцам ЛПХ, КФХ и сельским потребительским кооперативам части затрат на участие в российских и международных выставках и ярмарках с целью продвижения услуг в сфере сельского туризма

75

90

95

100

300

Субсидирование владельцам ЛПХ, КФХ и сельским потребительским кооперативам части затрат на выполнение договоров, заключенных с туристическими фирмами и агентствами

31

44,7

61,9

85,1

222,7

Обучение заинтересованных лиц организации и ведению сельского туризма

430

540

640

660

2270

Финансирование всей программы

4100

5400

6500

7900

23 900

Справка

Проживание в сельском доме обходится в этом году в 300-350 рублей в сутки на человека.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость