Туризм

Алтайские туристические компании неоднозначно оценивают итоги выставочной весны

Высокий туристический сезон на Алтае вот-вот начнется. То, каким он будет, вернее, каким его хотят видеть местные власти и турбизнес, показала «генеральная репетиция» — серия выставочных мероприятий, прошедших в Сибири, России и за рубежом, в которых участвовал наш край.

Сельский туризм на Алтае.
Сельский туризм на Алтае.
Анна Зайкова

Ежегодно на эти мероприятия (а в последние годы еще и на организацию региональной выставки «Алтай-тур. Алтай-курорт») бюджет края тратит приличные деньги. Как посчитать эффективность такого рода вложений?

Имидж — все

«Выставочная весна для алтайских туркомпаний состояла из пяти мероприятий, — рассказалаИрина Слесарева, президент Алтайской региональной ассоциации туризма, директор фирмы „Арго“. — По хронологии: ITB в Берлине — самое крупное по числу участников и посетителей выставочное мероприятие в мире, „Интурмаркет“ (выставка, поддерживаемая правительством РФ) и MITT (крупнейшая в Европе и самая крупная в России) в Москве, „Алтай-тур. Алтай-курорт“ в Барнауле (с уникальной программой „Профессиональный покупатель“) и „Турсиб“ в Новосибирске».

Факт, который радует наш турбизнес: с тех пор как в Алтайском крае действует целевая программа развития туризма, затраты предпринимателей на участие в выставках сильно сократились. Теперь большую часть расходов берет на себя краевой бюджет.

«Бизнес-структуры, имеющие отношение к туризму, могут бесплатно представлять свою продукцию в составе единого стенда „Алтайский край“, — рассказала Ирина Слесарева. — Администрация взяла на себя затраты по проектированию, созданию и оплате стенда, доставке продукции. Компании оплачивали только проезд и проживание своих сотрудников. За участие в программных мероприятиях также отвечала администрация».

«Финансовая помощь со стороны краевого бюджета большая, — согласен Александр Смирнов, директор компании „Плот“. — Иначе многие туроператоры, которые присутствовали на выставках, отказались бы от участия в них».

Чем зазывали потенциальных клиентов на Алтай этой весной? На стендах Алтайского края уже второй год рассказывали про маршрут «Малое золотое кольцо», пели, плясали, угощали сыром, медом и чаями. «Туроператоры впервые попытались выступить единым пулом — был создан общий каталог туров по Алтаю», — рассказала Ирина Слесарева.

Но что это даст алтайскому турбизнесу и региону в целом? «Будет ли эффект, покажет время, — говорит Александр Смирнов. — Если участие в выставках выливается в конкретные заявки, новые подписанные договоры с заинтересованными турагентствами, резко повышается посещаемость сайта, то можно говорить, что деньги потрачены не зря».

«Наша компания в этом сезоне вышла на рынок с новым продуктом — экскурсионно-пляжным туром по Горной Колывани, о чем было уместно заявить на всех пяти выставках, — рассказала Ирина Слесарева. — Чтобы оценить эффективность участия в той или иной выставке, необходим личный опыт. Каждый экспонент руководствуется своими критериями. Для операторов это увеличение реальных партнеров (турагентств, корпоративных заказчиков, частных лиц) и в конечном итоге — в увеличении продаж».

Если говорить о других участниках стенда (кроме туроператоров на нем присутствовали санаторно-курортный комплекс, представители производителей сыра, меда, фармацевтических препаратов, ремесленники), то, по мнению г-жи Слесаревой, они точно привлекают большое внимание посетителей, как и артисты, выступающие на площадке.

«По-моему, в этом году были правильно расставлены акценты в отношении этих участников (на „Интурмаркете“ их было больше, на MITT и „Турсибе“ — меньше). Но пока, на мой взгляд, самую большую эффективность может констатировать администрация Алтайского края — создан имидж привлекательного туристического региона. Этот факт отмечают все наши партнеры: „Алтай — это там, где все хорошо в области туризма?“ Думаю, примерно такое представление сложилось о нашем крае у многих посетителей выставки. Поверьте, после Дня Алтайского края на „Интурмаркете“ о нашем стенде не говорил только ленивый», — говорит Слесарева.

При этом турсообщество признает: эффективность подобного рода мероприятий, особенно региональных, год от года снижается. «С каждым годом они становятся все более имиджевыми, — констатирует Ирина Слесарева. — Но пока они необходимы, потому что туризм как никакая другая отрасль строится не только на технологиях, которые можно продвигать через Интернет».

Освоить или вложить

Выставку «Алтай-тур. Алтай-курорт», которая в этом году прошла во Дворце зрелищ и спорта с 30 марта по 1 апреля при финансовой поддержке края, многие после ее окончания назвали провальной. В последний момент у выставки сменился один из ключевых организаторов (новосибирская компания «ЭкспоНск» вместо «Алтайской ярмарки»), который, по мнению опрошенных участников «Алтай-тура-2012», с задачей не справился.

«Выставка в Барнауле нам очень интересна, поскольку позволяет охватить две целевые аудитории — турфирмы и прямых покупателей, — рассказала «ВД» Наталья Паршикова, начальник отдела продаж горнолыжного комплекса «Манжерок» (Республика Алтай). — В целом мы довольны — участие бесплатное, есть программа «Профессиональный посетитель». Но у выставки не было никакой информационной поддержки, например сайта, где можно было бы посмотреть программу и список участников. Поэтому многие турфирмы не смогли сориентироваться. Все было организовано по принципу «в последний момент».

Программу «Профессиональный покупатель» (представители турагентств из разных уголков страны за счет средств края приезжают сюда, чтобы посетить выставку и поехать в рекламный тур по Алтаю) эксперты турбизнеса считают самым сильным звеном «Алтай-тура». «Это уникальная и очень правильная идея, — считает Ирина Слесарева. — С учетом ослабления позиций основных сибирских выставок (в Новосибирске их две, плюс рабочие встречи STI и выставка в Красноярске, проходят примерно в одно время), «Алтай-тур» способен занять лидирующие позиции в регионе в своей нише».

Именно ради заключения договоров с потенциальными партнерами, которые приехали по программе «Профпокупатель», многие компании приняли решение об участии в «Алтай-туре». Но в итоге разочаровались. «Наши гости в этот раз не оправдали надежд, — сожалеет Александр Смирнов. — Активный туризм, на котором мы специализируемся, абсолютному большинству приехавших турагентов был неинтересен. Итог — пять визиток от 180 человек. Наши коллеги имеют аналогичную статистику».

Выставку можно было спасти за счет прямых клиентов, то есть обычных посетителей, но организаторы не успели прорекламировать мероприятие. Меньше чем за сутки до начала выставки на Дворце спорта появился баннер — это все, что было сделано для привлечения на «Алтай-тур» барнаульцев. «Вряд ли мы будем участвовать в этой выставке в следующем году, — сказал «ВД» Александр Смирнов. — Если бы «Алтай-тур» проводила «Алтайская ярмарка», уверен, ситуация была бы другой. У них была прописана концепция, они много сил положили на ее восстановление и развитие. Нынешние организаторы просто освоили деньги».

Андрей Олишевский, гендиректор «Алтайской ярмарки», сообщил, что принципиально отказался от участия в конкурсе на проведение «Алтай-тура» в 2012 году. «Мы считаем неправомерными действия управления по туризму, объявившего себя единственным организатором выставки, которая имеет длительную история (с 1996 года), создавалась профессиональным сообществом, нами и поддерживалась администрацией края. Мы не приняли участие в конкурсе еще по одной причине. Он был объявлен за два месяца до выставки, а заключение контракта следовало за 15 дней до ее начала — только после этого можно было приступать к исполнению контракта. За это время нет никакой возможности качественно провести всю необходимую подготовительную работу», — заявил г-н Олишевский.

В Управлении Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортных комплексов запрос о причинах смены организатора выставки, а также об оценке ее эффективности проигнорировали.

«Проблемы «Алтай-тура» не только в выборе непрофессионального организатора, но и в реализации программы «Профессиональный покупатель», — считает Ирина Слесарева. — В этом году, как и в прошлом, ею занималась компания «Охота». Не берусь оценивать качество самой организации, оно было на достаточно высоком уровне. Но выбор партнеров, приглашенных для участия, выбор ознакомительного маршрута, на мой взгляд, должны осуществляться коллегиально, доступно и понятно для всех участников рынка, чтобы достичь максимального эффекта от приезда гостей».

Специалисты уверены: чтобы повысить эффективности выставки, нужно совершенствовать ее сильное звено — программу «Профпокупатель». «Техзадание должно готовиться заблаговременно с учетом мнения максимального числа участников рынка», — рассказала Ирина Слесарева. Александр Смирнов согласен с этим мнением: «Нужно сделать так, чтобы каждый туроператор-участник мог пригласить минимум пять потенциальных партнеров, работающих с Алтаем. И нельзя в следующий раз допускать к торгам организаторов, проваливших выставку».

Турбизнес Алтая надеется, что в следующем году и сама выставка, и программа «Профессиональный покупатель» будут более подготовленными и интересными для реальных и потенциальных партнеров. На прошлом «Алтай-туре» среди гостей программы «Профпокупатель» был Сергей Зенкин, президент московской компании «Роза ветров». Вот что он сказал алтайскому турбизнесу: «У вас в регионе сложилась уникальная ситуация — администрации почему-то вдруг захотелось потратить на это деньги. И они осваивают их, а не вкладывают — это большая разница. У вас есть возможность подсуетиться, и они вложат средства туда, куда нужно вам. Если вы не найдете рычагов влияния, деньги уйдут в никуда».

В том, что «Алтай-тур-2013» состоится, сомневаться не приходится — деньги на ее организацию заложены в краевой программе развития туризма до 2016 года.

Редакция готова предоставить возможность высказаться по данной теме всем заинтересованным лицам.

Ирина Слесарева,
президент Алтайской региональной ассоциации туризма:

ITB в Берлине, безусловно, имиджевая выставка. Причем «соревнуются» там и страны, и отдельные регионы. С этой точки зрения Altay Region как бы уместен в Берлине. Но в Берлине есть большая проблема позиционирования самой России как туристической страны. И стенд Altay Region только усугубляет ее (хотя в плане организации работы на этой выставке условия самые тепличные).

На вопрос: «Зачем мы здесь?» — у меня ответа нет. Для поиска инвестиций? Совсем неподходящая площадка. Для продвижения турпродукта на европейский рынок? Так нет у нас еще такого турпродукта, который достойно можно было бы представлять на этой выставке, — продукта мирового уровня с известными на весь мир достопримечательностями. Относительно логично выглядел бы совместный стенд с Республикой Алтай, но политические реалии не позволяют пока думать об этом… Единый стенд «Сибирь» тоже более логичен, но тесноват и дороговат для наших туроператоров.

К тому же получается путаница. Например, у многих посетителей берлинской выставки сложилось впечатление, что «Сибирская монета» — это валюта независимого Алтая в центре Сибири. Вопрос про это задавал нам каждый пятый посетитель стенда.

Затраты Алтайского края на участие в выставках в 2012 году

ITB (Берлин) — 11 млн. 100 тыс. рублей

«Интурмаркет» (Москва) — 21 млн. 635 тыс. рублей

MITT (Москва) — 3 млн. 639 тыс. рублей

«Турсиб» (Новосибирск) — 539 тыс. рублей

«Алтай-тур. Алтай-курорт» — 539 тыс. рублей

Всего — 37,5 млн. рублей

Источник: краевая целевая программа «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011−2016 годы.

Смотрите также
Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость