Туризм

Что изменится для алтайских туристов после обновления профильного закона 

2 марта президент России подписал поправки к закону "Об основах туристской деятельности в РФ". Они вступят в силу с 1 января 2017 года и направлены на то, чтобы усилить ответственность участников туристского рынка. Напомним, что о необходимости изменений в законе заговорили после волны банкротств туроператоров в 2014 году. Вице-президент Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ) Наталья Гордеева рассказала, почему утвержденные поправки почти ничего не изменят для российских туристов.

Туризм.
Туризм.
kuhnmi(flickr.com), CC BY 2.0, part from origina.

Наталья Гордеева,
вице-президент АРАТ:

Наталья Гордеева.
Наталья Гордеева.
Хотя поправки в закон обсуждались почти два года, итог в целом опять получился сырой и недоработанный. Он кардинально не решает имеющихся проблем на рынке, при этом самые спорные положения были все-таки пролоббированы и прошли.

Например, пока сложно сказать, как будет работать на практике новое положение о персональной ответственности туроператора. Раньше в объединении "Турпомощь" все его члены перечисляли средства "в общий котел" на случай непредвиденных обстоятельств, которые бы потребовали экстренного возврата туристов из-за рубежа. Сейчас при фонде объединения образуют еще один — фонд персональной ответственности туроператора. То есть теперь каждый оператор будет самостоятельно формировать свой "запас" на случай форс-мажора. (до этого платить за проблемы одного приходилось всем). Нюанс тут в том, что у туроператоров есть возможность занизить показатели своих оборотов, чтобы меньше откладывать в свой фонд.

Но главная проблема остается в том, что понятие турпродукта в законе так и не было уточнено. То есть это по-прежнему касается только перевозки плюс наземное размещение за одну цену. Отдельные услуги по перевозке и по размещению, приобретенные даже у одного туроператора в разное время, таким образом, не считаются турпродуктом. А значит, по закону никак не страхуются. Между тем после массового банкротства операторов полтора года назад многие туристы не смогли вернуть уплаченные за путевки деньги именно потому, что покупали услуги по отдельности.

К дополнительной непрозрачности на рынке может привести и положение о работе турагентств по доверенности. Турагентство по сути отвечает за достоверность предоставленной туристу информации о турпродукте и своевременное перечисление средств туроператорам. Туроператор несет ответственность за оказание услуг по предоставлению турпродукта. С 2017 года турагенства будут должны работать только по доверенности, выданной туроператором. И таким образом, он будет нести перед туристом ответственность за действия агентства - включая, например, случаи, когда агентство смошенничает и не перечислит ему деньги.

В Алтайской региональной ассоциации туризма сменился президент

Дело в том, что в связи с этим, скорее всего, большинство туроператоров начнет просить с турагентств депозиты, чтобы обезопасить себя при работе по такой доверенности. Например, каждый из операторов будет говорить: кладите мне на расчетный счет 100 тыс. рублей депозита (средняя стоимость зарубежного тура, это минимум, на самом деле) перед продажей путевки. У каждого турагента минимум пять постоянных партнеров-операторов. И вот каждому перед бронью надо будет давать по 100 тыс. Для пятерых это полмиллиона рублей, которые будут лежать мертвым грузом.

Маловероятно, что все агентства в связи с этим позакрываются. Но вполне возможно, будут создаваться некие "конгломераты": когда несколько фирм объединятся под одним брендом и будут передавать депозиты операторам через одно юрлицо. Это и может привести к непрозрачным схемам: в итоге будет непонятно, кто за что отвечает. Однако чем конкретно обернется такое нововведение, пока сказать сложно, конечно.

В законе также по-прежнему ничего нет про сайты-агрегаторы, где можно самостоятельно выбрать перелет и размещение. А ведь по сути они занимаются туроператорской деятельностью. Но их работа никак не регулируется. И значит, турист не защищен с этой стороны. При этом на реально работающих в правовом поле туроператоров нагрузка увеличится в разы. Значительно ужесточается ответственность за туроператорскую деятельность без фингарантий: штрафы выросли в десятки раз.

Также с 2018 года введут такие понятия, как электронная путевка и электронные кассы. Вроде бы это делается для того, чтобы сделать бизнес более прозрачным: чтобы как только турист платил за путевку, платеж бы видела налоговая. И турпродукт попадал бы в особый реестр. Но механизма работы такой схемы еще нет. Теоретически она может спасти туриста от покупки продукта у недобросовестного поставщика. Главное, чтобы конечный потребитель – турист – знал об обязательности именно такой схемы работы и требовал от турагентства данные сведения.

Алтайский край попал в тройку самых перспективных направлений для российских туристов в 2016 году

Много было разговоров о создании реестра турагентств. В итоге пока его сформировали на добровольной основе при "Турпомощи". Обработка документов, чтобы попасть в этот перечень, стоит 1 тыс. рублей. Это противоречит действующему законодательству и логике. Почему Ростуризм ведет реестр туроператоров на бесплатной основе, а турагентства должны передавать документы и сведения о себе фактически юрлицу – представителю туроператоров, и к тому же за деньги? И для туриста, в силу "добровольности" участия в созданном реестре, тоже не будет никакой пользы от его ведения в созданном в настоящее время виде.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость