Туризм

"Европейский туризм лишен духа приключения", - Александр Смирнов рассказал о партнерстве Алтая и Франш-Конте

Шесть лет назад Алтайский край договорился о сотрудничестве с французским регионом Франш-Конте. С тех пор о нем часто упоминает краевая администрация. В частности, год назад она вместе с туроператором "Охота" заявляла об организации туристических маршрутов совместно с Франш-Конте. Однако в октябре 2013 года первую в крае организованную группу туристов в дружественный нам регион отправила другая турфирма — "Плот" (см. фоторепортаж). Директор компании Александр Смирнов рассказал, зачем поехали жители края в самую маленькую французскую провинцию и что хотят найти французы в нашей.

— Когда туроператор из Франш-Конте договаривался с "Охотой", речь шла об организации туров в этом регионе для наших туристов, а также туров для гостей-французов на Алтае. В итоге инициативу перехватили вы. Как так получилось?

— Наверное, не совсем правильно со стороны краевой администрации продвигать только одного туроператора. Если это сотрудничество двух регионов, нужно дать возможность для встречи всем заинтересованным туроператорам. Однако в тот раз мне все же удалось встретиться с директором французского туроператора "Мана Вояж" Оливье Жако. У нас получилось пообщаться пару часов и сделать краткую презентацию своих туров. И в этом году мы начали партнерство.

— Сыграло ли роль политическое соглашение нашего региона и Франш-Конте? Вы благодаря ему выбрали этот регион, чтобы начать отправлять во Францию организованные группы туристов?

— Нет, это произошло волей случая. Поначалу у меня вообще было несколько предвзятое отношение к Франш-Конте. Это ведь малоизвестная провинция. Она занимает всего 3% территории страны. А для успешных продаж важны бренды. Во Франции бренд № 1 — это, конечно, Париж. Но потом я услышал отзывы о Франш-Конте от своих знакомых, которые неоднократно бывали там и говорили, что это прекрасное место. А затем приехала та делегация. И во время встречи с Оливье у меня возник уже определенный интерес.

— Почему в первый тур поехали в основном туристы, а не представители турагентств, которые впоследствии могли бы продавать продукт?

— Изначально мы были больше заинтересованы в том, чтобы принимать туристов. Оливье занимается приемом и отправкой туристов и тоже заинтересован в российском рынке. И мы договаривались о проведении рекламных туров: мы для французов, они — для нас. Но первая попытка закончилась неудачно. Наши тур­агентства смущала цена тура. Франция — дорогая страна, и даже по себестоимости трудно сформировать подобную программу с ценой ниже 800 евро. Вторая попытка была этой осенью. На этот раз я набрал группу по большей части из наших постоянных клиентов. В итоге поехали восемь человек.

— Как к этому отнеслись ваши партнеры из "Мана Вояж"?

— Иногда туристы более полезны в продвижении туров, чем турагентства. Если им поездка понравилась, они расскажут об этом всем своим знакомым — и информация распространится дальше как снежный ком. Французы изначально были не совсем согласны, чтобы российская группа была набрана только из туристов. Но потом согласились. Может, потому, что в составе их группы тоже планируется приезд в основном не профессионалов туристического бизнеса, а представителей предприятий, сотрудники которых часто выезжают на отдых за рубеж.

— Почему, с вашей точки зрения, в итоге только вам удалось взяться за туристическое взаимодействие с Франш-Конте, если поначалу об этом договаривались с другой компанией?

— Со слов Оливье, "Охота" предлагала прежде всего турпродукт Алтайского края. И ему такой вариант был изначально не очень интересен. Туризм ведь строится не на политических амбициях, а на том, что интересно туристу. А тут политическая составляющая явно присутствовала, поскольку наша администрация продвигает в основном туры по Алтайскому краю — "Малое..." и "Большое золотое кольцо". Эти маршруты интересные, но все же приезжающим туристам хочется и посмотреть Телецкое озеро, и проехать по Чуйскому тракту максимально далеко, и посмотреть на долину реки Чулышман. Продукт, который предложили мы, больше устроил французов: программа включала в себя лучшие места и нашего края, и Республики Алтай. Это своего рода наш вариант "Большого золотого кольца Алтая".

Природа и история

— Франш-Конте — небольшая аграрная провинция. Чем она привлекает туристов?

— Она сочетает и удивительные природные объекты, и историю. Там есть прекрасные озера, горы, водопады, реки. Есть даже местечко с застывшими в лаве следами динозавров! За восемь дней мы успели посмотреть замки, цитадели, форты, крепости, музеи, сыроварни и многое другое. Удивителен сам подход французов к каждому объекту. Древний хос­пис в Бургундии превращен в шикарный музей, где есть возможность самостоятельной экскурсии (с аудиогидом на русском языке). Казалось бы, что может быть интересного в солеварне? Но там это огромный архитектурный комплекс, выполненный в прекрасном стиле, со школой, церковью, больницей и самой солеварней. Поразил и процесс виноделия, сыроделия. Именно подход к делу: с самоотдачей и душой.

— Ваш тур во Франции включал элементы гастрономического?

— Любой тур в эту страну априори гастрономический. Наш таким в строгом понимании не был, в большей степени он был экскурсионный. Но наши туристы во время обедов и ужинов убедились, насколько во Франции великолепная кухня: разнообразная, изящная, красиво оформленная. Рестораны там организуют совсем по другому принципу. Если у нас в одном ресторане можно найти блюда японской, российской, итальянской кухни, то для них это нонсенс. Там принята узкая специализация. Например, ресторан деревенской национальной кухни. Ассортимент в подобных кафе неширокий, простой, но вкусно невероятно. В "мясном" ресторане можно отведать блюда только из мяса, в "рыбном" — только из рыбы.

— Оливье Жако предоставляет для туристов исключительно гастрономические туры? Сколько может стоить такой?

— Да, конечно, предоставляет. Стоимость от 1,2 тыс. евро без учета перелета и визы. Во Франции очень легко организовать гастрономические туры. Там даже у некоторых придорожных ресторанчиков есть мишленовские звезды. В одном из них мы побывали. Заведению тому более 200 лет, оно передается из поколения в поколение. Рядом пруд, в котором сразу после заказа посетителю ловят форель. После разделки на две минуты погружают в кипяток, добавляют специальный соус — блюдо готово. Вкус рыбы потрясающий. Франция — сороковая страна, в которой я побывал, и смело могу поставить ее на первое место по уровню кухни.

— У нас в крае одна компания тоже заявляла о создании программы гастрономического тура на сырную тему. Но реализовать ее не получилось, потому что сырозаводы не соглашались пускать на свое производство туристов. Как туризм организован на сыродельнях Франш-Конте?

— Мы посмотрели три сыродельных комплекса. Они все были разные. Один, например, это одновременно и музей, и магазин, и ресторан, и производство, отделенное от посетителей стеклянной стеной. Сквозь него посетитель может отследить весь процесс с самого начала. Это очень интересно. Туристы идут по кругу: посмотрели одну часть производства, потом другую, затем садятся в небольшом кинозале, смотрят короткий документальный фильм о сыроделии. Минут пять, не дольше. Потом проходят в музейную часть, осматривают экспонаты... Далее — дегустация сыра и при желании обед в ресторане. Все продумано до мелочей. Руководители комплекса понимают, что это хороший маркетинговый ход. Когда человек приходит на предприятие, ему же хочется попробовать тот продукт, который производят на его глазах. Участники только нашего тура купили несколько килограммов полюбившихся сортов сыра.

Порция приключений

— Из ваших слов следует, что Алтайскому краю никогда не догнать Франш-Конте в плане развития туризма по объективным причинам.

— Да, в таких составляющих, как сервис, кухня, обилие исторических объектов, гостиницы, транспорт, мы далеко отстали от них. Исключение составляет приключенческий, экстремальный туризм. В годы СССР на Алтае туризм был в основном активный и экскурсионный, и направленность у него была природная: люди путешествовали чаще всего в дикой природной среде, при минимуме удобств и сервиса. Там же эта сфера имеет совсем другой характер. Обилие сохраненных исторических объектов, архитектура средневековья в городках, обустроенность природных объектов привлекают огромное количество желающих на это посмотреть. Французы очень берегут каждый, даже самый маленький домик с историей. И у них никогда не позволят в исторической части города вклинить постройку в стиле хай-тек. Наружная реклама минимизирована, спутниковые антенны — вне исторической зоны.

Активный туризм там развит в гораздо более мягкой форме, чем у нас. Когда я принимал у нас на Алтае первых австрийских туристов, они говорили: русский туризм — это мазохизм. Говорили, что мы норовим напялить на себя тяжеленный рюкзак и пойти мучиться с ним далеко в горы, через перевалы. А потом ощущать себя героями. Во Франции же люди получают от туризма удовольствие, не истязая себя трудностями. Человек, прогулявшийся с небольшим рюкзачком по тропе здоровья, в их сознании уже путешественник.

— Чем же привлечет таких туристов ваш вариант "Золотого кольца"?

— Этот маршрут уже показал себя востребованным: по нему четыре года путешествуют туристы из многих стран мира. Основные наши партнеры за рубежом из Германии и Чехии. Из года в год популярность маршрута растет. Французы — одни из самых придирчивых к сервису, средствам размещения и питанию люди. Но все же отсутствие на трети маршрута номеров с удобствами их не останавливает.

Несмотря на слабую инфраструктуру в некоторых интересных для туризма районах Алтая, мы наблюдаем, что этот факт не останавливает и привыкших к комфорту людей. "Сладкий", "ухоженный" и "цивилизованный" европейский туризм при всех его многочисленных плюсах все же лишен духа приключения, чего-то настоящего. В этом мы выигрываем.
Первую группу туристов из Франш-Конте планируем принять в июле следующего года.

Водопады и горловое пение

Маршрут компании "Плот", который французским гостям продает "Мана Вояж", рассчитан на 12 дней и стоит 58 тыс. рублей (без учета перелета).

Барнаул (экскурсия) — Бийск, Белокуриха (экскурсии) — район Денисовой пещеры,  водопады на реке Шинок — Каракольская долина (фольклорный концерт алтайских мастеров горлового пения, музыкантов, дегустация алтайской кухни) — база "Кочевник" в селе Чибит (по пути посещение комплекса наскальных рисунков Калбак-Таш) —  долина реки Чулышман (по пути посещение урочища Пазырык, местонахождение скифских курганов) — на катере  по Телецкому озеру в Артыбаш — дорога в Барнаул через Горно-Алтайск с посещением  национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина.

По пути следования туристы увидят Гейзерово озеро, озеро Чейбеккель (Мертвое озеро), водопады Куркуре, Учар, Корбу, каменные грибы (крупные каменные глыбы необычной формы), Курайскую степь, панораму Северо-Чуйского хребта, реки Катунь, Чую, Чулышман, Бию и другие объекты.

Замки и виноградники

Маршрут компании "Мана Вояж", который жителям края продает "Плот", рассчитан на восемь дней и стоит от 48 тыс. рублей (без учета перелета).

Женева — Ле Рус — Шампанель (в окрестностях — обзор четырех озер Нарлэ, Илэ, Вернуа, Малый и Большой Маклю с горы Вершина Орла, а также нескольких водопадов) — Ле Вернуа — деревня Бом ле Месье (экскурсия с посещением пещер и бенедиктинского императорского аббатства) — деревня Шато Шалон — Лонс-ле-Сонье — Доль (экскурсия) — Бон (экскурсия в "Больницы Бон" — музейный комплекс, созданный на месте благотворительной организации XV века) — Арбуа (посещение центра виноградарства и сыроваренного кооператива департамента Юры) — Сален-ле-Бэн (посещение "Музея соли") — Арк-э-Санан (экскурсия по "Королевской солеварне", мануфактуре XVIII века) — Безансон (экскурсии) — Клерон (посещение "Сырной деревни") — Безансон  — Шампанель — Ла-Клюз-Э-Мижу — Понтарлье (посещение винокуренного завода Пьера Ги) — Жилей — Шампанель — Женева.
В путешествии туристам покажут водопады Сот де Л'Евенталь и Гранд Со и каскадную реку Ерисон, крепость Ле-Рус с хранилищем сыра Конте, виноградарское владение Алена Бо XVIII века, цитадель Безансона, Замок де Жу с музеем древнего оружия с 650 экспонатами, аббатство Монбенуа (XII–XV века) и другие объекты.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость