Турфирмы и туроператоры
Евгения Беспалова, президент алтайской региональной ассоциации туризма, дала лаконичную оценку 2021 году — «более-менее благополучный».
«В прошлом году мы настороженно относились к акции раннего бронирования, но люди зимой активно брали туры на лето: понимали, что лучше это делать заранее — цены ближе к вылету только росли», — отмечает она.
В целом, по оценке эксперта, сезон для международного туризма прошел со сложностями, но катастроф не было.
Конечно, турфирмы несколько подкосило закрытие Турции — пропали вылеты с мая по середину июня. Но этот «провал» бизнесменам удалось перекрыть бронированием туров на отечественное побережье: Сочи, Анапа, Крым.
«После открытия турецкого берега мы стали опасаться, что туристы начнут бояться — но ничего подобного. Люди уже настолько соскучились по отдыху, и, даже осознавая риски, много бронировали и летали вплоть до конца октября», — говорит Евгения Беспалова.
Порадовало предпринимателей и открытие Египта — одного из самых продаваемых направлений осенью. Зимой положение спасают Доминикана и Мальдивы. А скоро начинается сезон раннего бронирования — туроператоры уже обозначили цены на следующий год.
Что же касается Таиланда, открытия которого туристы так желали, — все не так неоднозначно.
«Чартеров нет, вылетов очень мало, цены на билеты высокие. Люди, которые ждали возможности отправиться в эту страну, рассчитывали, что, как и всегда, это направление будет недорогим. Но стоимость растет с каждым днем. Цена одного только авиабилета на февраль сейчас уже достигает 55 тыс. рублей на человека. Поэтому Таиланд у нас теперь только для истинных фанатов», — говорит президент АРАТ.
Как пандемия продолжает менять рынок
Также Евгения Беспалова отметила, что закрытие границ в этом году сильно влияло на отечественный туризм.
«Весной наблюдали интересную картину. При открытой Турции у наших причерноморских курортов и Горного Алтая были адекватные ценники. После закрытия — стоимость возросла в два-три раза. Даже возникали проблемы: отели отказывались размещать у себя туристов по раннему бронированию, которое было совершено до повышения цен, чтобы продать себя дороже по текущим», — говорит она.
Также пандемия сильно изменила структуру рынка. «Если раньше мы говорили, что есть разные категории туристов, в том числе эконом-класс, который отдыхает в простеньких отелях, то сейчас границы размылись. Эти простенькие отели — в среднем ценовом сегменте.
Упала доступность. Соответственно, уменьшилось количество туров, но за счет дороговизны путевок наша прибыль немного даже возросла», — отмечает наша собеседница.
За высокой прибылью — высокая ответственность. Евгения Беспалова шутит, что теперь менеджеры турфирм — наполовину врачи: узнают о самочувствии клиентов, берут результаты анализов на коронавирус, проверяют QR-коды. Прибавилось и бумажной работы — помогают заполнять туристам разрешения на въезд.
Прогноз
Евгения Беспалова,
президент АРАТ:
— Мы верили, что в этом году ситуация на рынке улучшится. Это происходит, но не такими темпами, как всем хотелось бы. Сейчас одна мысль: лишь бы не было хуже. Коллеги прогнозируют, что войдем в свою колею не ранее 2025 года. Но это тоже вилами на воде писано: вчера не было нового штамма — сегодня появился. Кстати, по поводу него туристы пока не паникуют, да и мы морально готовы.
Курорт
Об итогах рассказали и в компании «Курорт Белокуриха». Их порадовало, что поток отдыхающих стал приходить к норме.
Как отмечает генеральный директор компании Константин Ежов, 2020-м году, когда санатории вынужденно простаивали, поток сократился почти на 40%. В 2021-м показатели вернулись на уровень средних значений последних трех допандемийных лет.
Что касается самой структуры, то география отдыхающих почти не изменилась. Как и прежде, основная доля отдыхающих — жители всех регионов Сибири. Есть некоторый рост числа туристов из регионов Центральной России, но в компании говорят, что о полноценной тенденции говорить еще рано.
Что удалось сделать
Компания «Курорт Белокуриха» развернула в стенах санаториев реформу — старается уйти от советской практики селить вместе незнакомых людей, для чего перестраивает двухместные номера в одноместные и семейные. Всего планируется обновить порядка 100 номеров.
Весь год компания в составе общественного фонда «Денисова пещера» занималась разработкой проекта будущего туристического кластера с длинным рабочим названием «Археологический комплекс «Денисова пещера и природные памятники Алтая».
По плану архитекторов Сибирского института археологии и этнографии, территория будущего палеопарка разделена на пять зон. Они будут обустроены освещением, дорожками, смотровыми площадками, парковкой, туалетами, кресельным подъемником. И, что главное, построят музей. Полную версию проекта планируют представить в феврале 2022 года.
Что касается «Белокурихи Горной» — в этом году удалось построить двухполосную дорогу с велодорожками и тротуарами, от начальной точки туркластера к горнолыжному комплексу «Мишина гора».
Также важным достижением Константин Ежов считает вход природного парка «Предгорье Алтая» в инвестиционную программу по развитию туризма акционерного общества «Корпорация Туризм.РФ», который создали по поручению премьер-министра Михаила Мишустина.
Прогноз
Цифра
37 тыс. человек посетят санатории «Курорта Белокуриха» в 2021 году — с учетом прогноза на декабрь.
Константин Ежов,
генеральный директор компании «Курорт Белокуриха»:
— Программа предполагает увеличение потока туристов в «Белокуриху Горную» и природный парк «Предгорье Алтая» до миллиона человек к 2030 году.
Цифры
1,6 млн человек отдохнули в регионе за 10 месяцев 2021 года.
За аналогичный период:
- 1,1 млн человек — в 2020 году.
- 1,9 млн человек — в 2019 году.
Источник: региональное управление по развитию туризма.
Самое важное - в нашем Telegram-канале