«Крейзи экспедиция!»
На вопросы о своих приключениях томич Евгений Ковалевский ответил барнаульцам лично этой весной. Сам – выпускник АлтГУ, в походы, пока еще по Алтаю, начал ходить с 1970-х. Кстати, именно он собрал группу лыжников-новичков, которые в итоге снесли пень и в честь этого десяток лет проводили (не)шуточные соревнования в тайге.
Экспедицию Russian Ocean Way же томское отделение РГО запустило в честь 250-летия Ивана Крузенштерна. Она должна была пройти по пути великих русских мореплавателей: через Атлантику вдоль Южной Америки к мысу Горн, далее пересечь Тихий океан и попасть в Австралию. А оттуда по Индийскому океану уйти к мысу Доброй Надежды и вернуться через побережье Европы в стартовую точку путешествия – Кронштадт.
Капитаном стал новосибирец Станислав Березкин – он, как и Евгений, до Russian Ocean Way уже проходил кругосветку.
«Мы перешли Тихий океан в 2012-2013 году вместе с ним и другим капитаном. 13 месяцев на борту, но я Стаса за это время не узнал. И когда уже стартовали из Кронштадта – я его по сути и не знал», - сказал Евгений Ковалевский.
И добавил: «Мы не друзья. Слишком разные мировоззрения, понятия о духовности, нравственности и вообще о предназначении человека».
Такой экипаж шел по земному шару под стать великим первооткрывателям, под парусом. Но не на крупном корабле, а на тримаране. Три баллона, алюминиевая рама, маленькая палатка – вот и все судно. Пространства для жизни – два квадратных метра.
По словам путешественников, такой вызов трем океанам не бросал еще никто: «Когда на причалах видели наше надувное судно, все говорили: "Крейзи экспедиция!"»
Первые потери
Путешествие началось 1 июля 2021 года в Кронштадте. Мореплаватели думали, что уходят на два года. Но вернутся через 37 месяцев.
С собой помимо продовольствия и одежды экипаж вез автомобильные аккумуляторы, от которых заряжали технику для съемки и связи. Энергией подпитывались от солнечных панелей. Душ и туалет были за бортом. Мотор использовали в крайних случаях.
Проблемы начались почти с самого старта: в Атлантике тримаран заливали дожди, продукты портились. Посреди океана, в полной темноте и во время неумолимой качки надломилась мачта. Конструкцию закрепили, дотянули до Бразилии.
В Рио был жаркий март 2022 года. Об изменениях в мировой ситуации ничего не подозревающим путешественникам подсказал банкомат: не принял российский Mastercard.
Кругосветку спасла начальник берегового штаба экспедиции Юлия Калюжная. Из Томска отправилась в Китай, чтобы сделать иностранную карту и после лично передать ее путешественникам. Подобные вылеты она совершала несколько раз – китайскую кредитку тоже не везде принимали.
Но это пустяки по сравнению с блокировкой спутниковых телефонов у Южной Америки. Береговой штаб обеспечивал безопасность экспедиции. Каждый день, в восемь утра экипаж передавал ему информацию о координатах, своем состоянии и погоде. Была договоренность: трое суток тишины – и берег объявляет SOS.
«Ложный сигнал – очень серьезная штука, которая несет за собой уголовную ответственность, - сказал Евгений Ковалевский. – Поэтому на свой страх и риск, мы пошли к берегам, прямо к скалам, поймали мобильную связь и успели отчитаться».
«Смотреть друг на друга не могли»
Путешественники работали «три на три»: сменяя друг друга три часа спали, три часа несли вахту. В любую погоду. От усталости ловили галлюцинации: видели бродящих по палубе людей. В себя окончательно приходили во время остановок на суше, когда отсыпались сутками.
Но несмотря ни на что не теряли способность удивляться и восхищаться. Тыкающимся носом в баллоны, как собаки, дельфинам. Уругвайским соснам с гигантскими иголками. Марсовым пейзажам бескрайней Патагонии, где пингвина встретишь чаще, чем человека. «Повести о настоящем человеке», найденной в сувенирной лавке на Шри-Ланке.
Кутались в трое штанов, пять курток и три шапки, но любовались продуваемой со всех сторон Огненной землей, откуда до Антарктиды всего тысяча километров. Новый год встретили на мысе Горн.
Здесь к героям присоединился бразилец русского происхождения Егор Музилеев и чихуахуа Пасока. Она окончательно растопила сердца путешественников.
«Мы не знали, что с ней будет, все ведь качается. Думали, выпадет, утонет. Нет. По очереди с нами грелась, то у одного в пледе, то у другого. Мы даже добрыми какими-то стали», - вспоминал Евгений Ковалевский.
Хозяин Пасоки внес свой вклад в экспедицию – снимал квадрокоптером. Помимо русского бразильца, на разных этапах путешествия к дуэту мореплавателей присоединялись около 40 человек разных национальностей. На условии полезности делу: кто помогал своими навыками, а кто – деньгами и продовольствием.
Например, автор надувных конструкций для шоу «Фактор страха» решал проблемы с баллонами тримарана.
Оставались попутчики кто на сколько мог. «Один бизнесмен из Москвы решил присоединиться к экспедиции на две недели у берегов Аргентины. Сошел через шесть дней. Сказал: «Все, дальше не пойду. Я все понял», - рассказала Юлия Калюжная. – Условия сложные: это тяжелое единоборство со стихией».
Одно только присутствие «третьего» разряжало психологическое напряжение на борту.
«Мы были отличной командой, незаменимые, но смотреть друг на друга было невозможно. У каждого желание грохнуть друг друга возникало уже к концу первого года, - сказал путешественник. – На себе почувствовал, почему космонавтов целыми институтами годами готовят, в том числе на совместимость с коллегами. Первые четыре месяца после экспедиции совсем не общались со Стасом. Потом оттаяли».
Экспедиция кончена
Новые психологические испытания подкинул Тихий океан. Экипаж столкнулся с мертвой зыбью – волнами при полном штиле. От неожиданного качка капитан уронил на себя генератор и потерял пару зубов.
В 800 милях от острова Пасхи у тримарана разорвало рулевую коробку, судно стало неуправляемым. SOS. Участники экспедиции на прибывшем на подмогу сухогрузе провожают взглядом свое судно.
«Звонят и рыдают: «Конец экспедиции» и бросают трубку. И так несколько раз», - вспоминала Юлия Калюжная.
Они еще не знали, что восемь лет назад путешественник Дмитрий Трубицин на том самом острове Пасхи оставил свой катамаран в отличном состоянии и был не против передать его путешественникам. На новом, менее прочном судне мореплаватели часто спали в спасательных жилетах, с ножами наготове. Чтобы не запутаться в палатке, если опрокинутся.
Катамаран погубили не волны, а акулы куки-каттеры (в переводе на русский – «выемки для теста»). Маленькие, но с очень острыми зубами в овальном рту. Им она с разгона присасывается к жертве и, отрывая кусок мяса, уплывает. Очередной жертвой стал баллон в 600 милях от Австралии. Залатать дыры не вышло – вновь SOS и команда покинуть судно.
Образовательное реалити-шоу
В Австралии – новое чудо: нашелся местный бизнесмен родом из Томска, который решил поддержать земляков, и купил для них твердокорпусный парусник. Увы, пригодных для океана катамаранов не оказалось. Но и это уже было спасением.
Участники экспедиции специально встречались с соотечественниками в каждой из 32 стран маршрута. У них была особая просветительская миссия – рассказать о подвигах русских мореплавателей.
«Люди выехали из страны, но у них осталась ностальгия по родине, скучают. Поэтому готовы помогать россиянам», - сказал Евгений Ковалевский. Охотно слушали путешественников и иностранцы.
3,5 года мореплаватели проводили «Уроки из океана» - телемосты для школьников со всего мира, где вместе с экипажем на вопросы об устройстве мира отвечали ученые.
Было у экспедиции еще несколько задач по заказу нескольких исследовательских центров: измерять уровень радиации по пути следования, заполнять анкеты собственного состояния. А также заниматься «народной дипломатией»: рассказывать о России и собирать обратную связь.
Круглосуточно герои снимали видео своего путешествия для «Моей планеты» - оно вошло в многосерийный фильм «Переплыть океан. История реальной кругосветки».
Из собранных в экспедиции артефактов в Томске открыли пространство «Мир глазами русских путешественников». РГО надеется получить грант, чтобы сделать его мультимедийным: добавить интерактивные столы, полы, VR-очки. Создать современный географический музей для всей семьи.
«По океану ходят многие. Мы наполнили экспедицию смыслом, сделали ее действительно полезной, - сказал Евгений Ковалевский. – Мир выглядит не так, как в учебниках и интернете. Между людьми больше сходств, чем различий. У всех одинаковые заботы: чтобы дети и родители не болели и все были счастливыми. Это мы тоже хотели передать».
«Путешествие с риском для жизни»
После Австралии путешественники, которые и без того всегда были на чеку, все время вглядывались вперед. У Индонезии – чтобы не столкнуться с рыбаками, которые заполонили все водное пространство. У Сомали – чтобы не попасть в руки к пиратам или под обстрел повстанцев.
В итоге подплыл к судну только элитный японский спецназ: спасать Станислава, у которого подозревали инфаркт. Пронесло: грыжа.
Маршрут пришлось изменить: из-за кораблекрушений экипаж отклонился от графика, в Атлантике начались опасные шторма. Пришлось войти в Красное море, затем через Суэцкий канал в Средиземное, оттуда в Черное и подниматься в Кронштадт по рекам.
Оказавшись в России, мореплаватели почувствовали себя иностранцами. Отвыкли от повсеместной знакомой речи.
«Моя планета» показала в документалке кадры: ноябрь 2024 года, 37 месяцев и 65 тыс. км спустя. На торжественной встрече на пирсе посреди своей речи Евгений Ковалевский всхлипывает и закрывает лицо рукой: «Мы со Стасом не сломались».
«Усталость предельная, - сказал он на встрече в Барнауле. – это износ организма. Каждую ночь плохо спишь. Когда вернулся, под капельницу засунули. Сейчас уже бегаю по три километра. Но без этого не могу. Еще в 1989 году понял, что я – экстремальный философ. Путешествия с риском для жизни – мой способ понять планету Земля. Мне обязательно нужно, чтобы нервная система обнажилась – только так получаю от океана истину, энергию, информацию».