Причина 1. Ленивые "звезды"
В канун каждого летнего сезона кадры сами рвутся в бой. На турбазах работают менеджеры турфирм, выпускники факультетов туризма и гостиничного сервиса, стажируются студенты. Осенью от этих бойцов не остается и следа. Оно и понятно - практически ни одному туркомплексу Горного Алтая ни под силу содержать команду профессионально подготовленных сотрудников круглый год, поэтому в межсезонье (то есть 9 месяцев из 12) приходится прибегать к помощи дилетантов.
Евгения Кенигсберг,
директор туристического комплекса "Салют", расположенного в Чемальском районе:
В низкий сезон большинство турбаз вынуждены привлекать к работе местных жителей, что неминуемо влечет за собой понижение уровня обслуживания! Такие кадры не дорожат рабочими местами, обязанности выполняют "спустя рукава", на решение административных вопросов не имеют ни знаний, ни опыта. К сожалению, менталитет народа таков, что они – "звезды": когда хотят, тогда работают, но в основном никогда не хотят! И с этим бесполезно бороться – наказание в виде выговора или штрафа для них – не наказание. Я вижу решение проблемы в приглашенных кадрах из Барнаула. Летом – на весь сезон, в остальное время – по необходимости.
Причина 2. Случайные люди
Татьяна Ефимова, директор туристической компании "Возрождение-Тревел", Член Экспертного совета комитета по молодежной политике и туризму Совета Федераций РФ преподает на одном из факультетов туризма и гостиничного сервиса в барнаульском вузе и делится своим мнением на этот счет.
Татьяна Ефимова,
директор туристической компании "Возрождение-Тревел":
Проблема в том, что многие студенты попадают на туристические факультеты случайно. Одни получают профессию по принципу "куда прошел", другие имеют ошибочное представление, что работа в туристической сфере – это регулярные путешествия, отдых и развлечения! Такие студенты выходят на профессиональную практику в турагентство или на турбазу с уверенностью, что нужное количество часов им зачтут просто так. Кафедры же со своей стороны не контролируют ни процесс, ни результат практики, довольствуясь характеристикой, которую приносит студент. Для начала необходимо наладить эффективное взаимодействие с вузами, которые готовят кадры в туризм, может быть, более конкретно сформулировать требования к будущим представителям профессии и сообща работать над подготовкой достойных сотрудников туристической отрасли.
Причина 3. Отсутствие улыбки и яичницы с беконом
Ежегодно Горный Алтай посещают гости из-за рубежа, для которых наш туризм остается непостижимой загадкой. Например, им не понятно, почему работники туркомплексов выглядят так, словно находятся в рабстве у своих хозяев.
Александр Смирнов,
директор туристической компании "Плот", член правления Алтайской Региональной Ассоциации туризма:
Иностранцев, отдыхающих в наших краях, многое приводит к недоумению. Первое, что "режет" им глаз - отсутствие улыбок у персонала. Для них это показатель низкой культуры обслуживания. Второе - предлагаемые на турбазах завтраки. Как правило, это – молочные каши (рисовая или пшенная), масло, сыр, чай, в то время как они привыкли к иному минимуму продуктов. Для них утром обязательно должны быть яичница или омлет, бекон, мюсли, йогурт, тосты, джем, американский кофе или чай. И к сожалению, многие туркомплексы не меняют установленных правил.
По мнению Александра Борисовича, приток туристов из-за рубежа увеличится в разы, если помимо прочих решить проблемы с переводчиками, миграционными службами и возможностью авиадоставки.
Причина 4. Завышенные цены на размещение
Туристов удивляет высокая стоимость отдыха в Горном Алтае. Понятно, что тому есть объективная причина – слишком короткий туристический сезон, который "кормит" гостиничное хозяйство весь год, и все же… Прошедшая зима показала, что многие семьи, в планах и бюджете которых присутствовал пункт "отдых", сделали свой выбор в пользу зарубежной поездки – более выгодной и привлекательной по соотношению "цена/качество услуг/продолжительность тура".
Марина Савина,
руководитель одного из туристических офисов "Авиафлот ТУР":
Мы можем понять наших клиентов. Отдать 15-20 тысяч рублей за неделю проживания в хорошем туркомплексе на фоне гор захочет ни каждый! Взять с собой еще 10 тысяч, чтобы питаться в дорогом ресторане этого туркомплекса (альтернативных вариантов рядом нет) и хоть мало-мальски развлекать себя и детей – согласитесь, не лучший вариант! Поэтому не стоит удивляться огромному спросу на Турцию, в которой море, солнце, круглосуточный "праздник живота" и все 33 удовольствия за меньшие деньги (как минимум в два раза), но более продолжительный отпуск.
Причина 5. Скромная анимация
Точнее сказать, полное ее отсутствие на большей части туркомплексов, либо появление некоего ее подобия в даты праздничных заездов.
Ольга Урюмцева,
директор туристического агентства "Атлант-А":
Туристы, вкусившие те самые 33 удовольствия турецких курортов, просто умрут от скуки в Горном Алтае. Они хотят, чтобы их развлекали 24 часа в сутки, чтобы их отдых был организован от и до! Отсыпаться на лоне природы и дышать чистым воздухом за такие деньги сегодня уже мало кто поедет! И как бы искусно мы не описывали изумрудную Катунь, величественные горы и реликтовые сосны, этим туриста не удивишь и не зацепишь. Да и подумайте, сколько мест из списка популярных экскурсий в Горном Алтае, по-настоящему интересны и увлекательны, чтобы хотелось туда возвращаться вновь и вновь?!
Причина 6. Нежелание меняться
Представители барнаульских турфирм единогласны во мнении, что стало сложнее работать с турбазами Горного Алтая, так как последние "играют" по своим правилам и зачастую отказываются учитывать пожелания отдельно взятого туриста, к примеру, по подготовке вегетарианского меню, или запретов на курение на территории туркомплекса.
Татьяна Ефимова,
директор туристической компании "Возрождение-Тревел":Вот и получается, что ни база для туристов, а туристы – для базы. Ни качественного сервиса, ни индивидуального подхода к клиенту. Конечно, так работают не все туркомплексы Горного Алтая, но, к сожалению, большинство из них!
Мнения туристов
(Из комментариев рубрики "Туризм" на сайте www.altapress.ru)
Юля:
Отдыхала… и дала себе зарок, больше - никогда! Обслуживающий персонал весь из соседних деревень, как мыть посуду, убирать номера, готовить, да просто улыбаться, - они понятия не имеют. Промолчу про так называемые "программы". Нужно много "горькой" хряпнуть, чтобы получить от них удовольствие. Оптимизм операторов и владельцев баз уже просто раздражает. Такое наплевательское отношение к своим гостям, а мы ведь немаленькие деньги платим.
1973:
И летом особо никто не поедет на ваши базы и огороженные берега. Конкуренция офигеть, а цены заоблачные, вот и вопрос - стоит ли этот сервис таких денег.
Турист:
Моё предложение … - руководство баз, отелей, кемпингов собрать и на чартере за границу свозить на учёбу! Да и работников должно хватать нормальных и улыбчивых, вон их сколько с дипломами о высшем образовании в туризме и сервисе, - всех в горничные, аниматоры, администраторы!
Пытливый:
Скучно господа у вас! Летом хорошо, потому что можно самому себе организовать отдых, без пустоголовых "псевдо"экскурсоводов и дедков, сидящих на туробъектах, собирающих деньги, бог знает за что. Тоже мне туризм – насмешили.
Алекс:
Горный превращается из нашей "изюминки" - в нашу "помойку". С каждым посещением все больше и больше разочарования.
Стоимость размещения на туркомплексах Горного Алтая
Название базы |
Категория номера |
Цена 1 места при двухместном размещении/руб. |
Цена места при одноместном размещении/руб. |
Дополнит. информация |
"Царская Охота" |
царский домик |
850 |
1700 |
Питание оплачивается дополнительно – 600 руб. в сутки на 1 чел. |
"На Шумах" |
люкс |
1900 |
3600 |
Завтрак включен в стоимость путевки |
"Манжерок" |
люкс |
2203 |
2986 |
3разовое питание и услуги гида включены в стоимость путевки |
"Стик Тревел" |
полулюкс |
1500 |
2700 |
Включен завтрак |
"Корона Алтая" |
полулюкс |
3400 |
5000 |
Включены питание и лечение. Оздоровительные путевки – от 3 суток |
"Печки-лавочки" |
люкс |
1750 |
3500 |
Завтрак включен |
"Сар Герел" |
полулюкс |
1350 |
2700 |
Завтрак включен |
"Усадьба Саржевских" |
полулюкс |
1950 |
- |
Завтрак включен |
"Бирюзовая Катунь" |
стандарт |
850 |
1700 |
- |
"Тавдинские пещеры" |
стандарт |
700 |
1400 |
- |
"Ареда-1" |
полулюкс |
1350 |
2290 |
Покупка 3разового питания за 1200 руб. на человека обязательна |
"Турсиб" |
стандарт |
1850 |
2650 |
Завтрак включен |
При составлении таблицы использована информация с сайта www.ohotka.ru. Указанные цены действительны на летний период 2010 года, но могут меняться в течение сезона. Более точную и подробную информацию узнавайте в туристических агентствах города.
Примерные цены на дополнительные услуги
Вид услуги |
стоимость/руб. |
продолжительность |
примечание |
баня (вместимостью 6-10 человек) |
от 450 до 600 |
1 час |
простынь – 20-50 руб; веник березовый – 100 руб.; веник дубовый – 150 руб. |
массаж |
от 200 до 500 |
до 30 минут |
- |
русский бильярд |
от 100 |
1 час |
- |
настольный теннис |
от 50 |
1 час |
- |
прокат "горного" велосипеда |
от 100 до 200 |
1 час |
- |
использование мангала |
от 150 |
1 час |
Первый комплект дров может быть предложен в качестве подарка, последующие – от 100 руб. за вязанку; уголь (3 кг) – 150 руб.; решетка для гриля – 50 руб. |
доставка туриста на автобусе |
от 750 до 1000 (на стоимость в первую очередь влияет район туркомплекса) |
- |
"туда-обратно" (Барнаул/турбаза); Предоставляется не на всех туркомплексах; Может осуществляться в определенные дни недели. |
Самое важное - в нашем Telegram-канале