Так вот. Наши железные дороги, безусловно, самые железные в мире. Вряд ли с пассажирами поездов других стран может произойти столько приключений, сколько достаётся российским.
...Первые часы пути: радуемся хорошим соседям, достаём из чемоданов одежду и тапки для дороги, а также - еду, книги, кроссворды, карты, плеер. Одеяла с третьих полок. Правда, одеяла потом убираем. Едем в сторону "по карте России налево", - как объясняла моя компаньонка. На юг, то есть.
Дорога только начинается... начинается... но как-то не может начаться. Только попрощались с "Новосибрск-главным" и - стоим. Второй час. Третий. Все начинают нервничать и стандартно ругаться: "Мы быстрее пешком дойдём до Анапы!". По пути следования грузовая фура заехала под поезд.
Как следствие, наш поезд идёт с задержкой. Как следствие того, что наш поезд идёт с задержкой, ночью происходит следующее: мои товарищи выходят на станции, где стоянка, по расписанию, должна быть 40 минут. Но не успели они даже выкурить по одной сигарете, как поезд их покидает... Для меня, оставшейся в вагоне, по причине "лень-слезать-со-второй-полки-я-сплю", это выглядело так: все ушли, подруга ушла, поезд начинает набирать скорость - никого нет. Недоумённо свешиваюсь и смотрю в проход - никого нет. Успею удивиться, испугаться, вспомнить, был ли у неё с собой паспорт. Тут вижу запыхавшуюсю подругу и гурьбу за ней.
- Ой, Лида, что щас было!
- Да, что это было? Вы где пропадали?
- За поездом бежали!
- Он, что, без вас уехал?
- Да, представляешь, и я запрыгнула, и давай другим помогать залезть...
- А проводница почему не предупредила?
- А проводница последняя прыгала!
...Кстати, с проводницами нам повезло. Одна доходчиво объясняла тактику "подката" к проводнику из соседнего вагона - "шоколад ему в зубы, и он ваш!" (в нашем вагоне, ко всем прочим радостям, не работали розетки. Заряжать телефоны приходилось ходить в соседний вагон, но злобный проводник каким-то образом отключал их, если видел "неместных"). Вторая жаловалась, что для нагревания воды в котле приходится собирать дрова по мусоркам на станциях. Всё из-за того, что поезд часто стоял - то из-за ДТП, то из-за поломок, то из-за того, что другие поезда пропускал. "Когда он едет, в генераторе есть ток, и всё хорошо, котёл нагрет, можно спокойно спать. А тут стоим, вода не греется, но вагон я всё равно должна горячей водой обеспечить, а как я это сделаю - никого не волнует", - делилась Оля тяготами своей проводницкой жизни в тамбуре. Мы сначала не поверили. Потом, когда несколько раз заметили подобранные вязаночки, - удивились причудливости этой жизни.
"На волю" нас выпускали редко. Стоянки, обозначенные в расписании "15-30-40 минут" превращались в "2-5", максимум - "10 минут". Про "догонялки с поездом" и "сумасшедших машинистов" шутили всю дорогу, и выходить, а тем более уходить далеко от вагона опасались.
...Только мы наверстали упущенное время, только у нас была первая стоянка, в Самаре, по времени - как положено (40 минут) - мы сломались. Под Самарой нас подвёл свежеприцепленный локомотив. Снова несколько часов задержки, и - уже до конца пути нам пришлось смириться с тем, что все стоянки сокращены.
Вагон злился, но деваться было некуда. Развлекались как могли: мужики пили водку, запивая пивом, женщины перемывали всем кости, дети лазили на вторые-третьи полки и прыгали оттуда с дикими криками. Парни-соседи вили верёвки из салфеток и простыней и забрасывали через окна послания проводникам и тем, кто в туалете... Мы с подругой лупили их за это мокрыми полотенцами, они в знак примирения любезно наливали нам чай с солью...
Запомнился случай с трио - мужчина, женщина, лет по 50, и их внук, 10-летний примерно. Все трое имели громкие голоса, нахальную манеру поведения и привычку ругаться - и друг с другом в разных комбинациях, и со всеми, кто попадётся им на глаза. А поскольку ехали они на козырных местах у туалета, рано или поздно на глаза им попадался каждый. Соответственно, "полюбил" их тоже каждый. И, когда до конечной станции оставалось около часа, случилось следующее: внук стал расспрашивать деда, какое море, какие в нём рыбы, есть ли там крабы. Дед, из своих каких-то соображений вредным голосом на все вопросы умудрялся отвечать, вставляя информацию про экскременты. Мол, и море такое, и рыбы там этим питаются, и крабы воняют как оно самое, и вообще, внучек, сам ты такой. Вагон замер, как перед бурей. Потом прозвучал комментарий в полумраке: "Ну просто *censored* биолог!". К счастью, мы не сошли с рельсов, от гомерического хохота вагона, продолжавшегося минут 10 точно.
Смех, видимо, единственный способ пережить неожиданности, которые ожидают нас в долгом пути. На обратном, например, был у нас попутчиком чудесный старичок-боровичок-альпинист. Эльбрус ездил покорять. А выходить ему в Уфе. А Уфа - ночью, в 3 часа. И вот ложится наш старичок спать, обстоятельный такой, чай травяной с мёдом попил, всех угостил, и проводника предупредил, что "разбудить надоть". Компаньонка моя говорит - "спите спокойно, он обязательно разбудит, работа у него такая". Я молча будильник на три ночи завела, поскольку выходил в этом городе только альпинист наш, а он галантно-упорно отказывался меня будить: "Ваш сон так крепок, в нём такое очарование молодости, я не могу позволить себе его нарушить"; хотела красивый ночной вокзал сфотографировать.
Просыпаюсь раньше сигнала будильника, смотрю - время около трёх, за окном - что-то подозрительно похожее на родной город Земфиры. Альпинист спит. Иду, сонная, к проводникам. Они не спят отчего-то оба, Катя стоит в халате, Олег зачем-то залез на табуретку. "Мы, - говорю, - где?" - "В Уфе", - отвечает Олег. "А почему так рано? Через сколько поедем?" - "Через 5 минут отправление". - "У нас дедушка не вышел". Тут-то я первый раз и увидела, как проводники с табуреток падают.
Покоритель Эльбруса вышел, благополучно. Он успел проснуться, собрать вещи и поблагодарить нас за три минуты. А я за оставшиеся две сфотографировать ничего не успела. Впрочем, я не расстраиваюсь. Впереди ещё столько дорог, и железных - в том числе...
P.S. Женщина, бросившаяся под наш поезд, осталась жива. Машинист успел остановиться за 5 метров до неё.
А у вас, дорогие читатели, какие интересные воспоминания о дорогах есть?
Самое важное - в нашем Telegram-канале