Жителям СССР не нужно было ломать голову, на какое время брать отпуск и где его провести. Как и многие другие вопросы, этот решало государство. Оно контролировало все перемещения граждан, каждый год составляя для них план поездок и спуская его "потребителям" через систему профсоюзов. По разнарядке работали и прародители нынешнего туристического рынка в крае, появившиеся в 60–70-е годы. Именно к этому времени страна восстановилась от послевоенного периода и повсеместно отладила систему планового туризма.
К тому моменту на Алтае путешествиями заведовали отделы трех государственных структур, отвечающих за туризм во всем Советском Союзе. Первым в регионе в начале 60-х годов появился Алтайский краевой совет по туризму и экскурсиям (сегодня — фирма "Алтайтурист"). Через краевой совет профсоюзов он обеспечивал сотрудников региональных предприятий поездками по России. По профсоюзной схеме в 1978 году заработал в крае и "Интурист", который с 1929 года был единоличным организатором зарубежных перемещений жителей СССР.
А поездками молодежи заведовало бюро молодежного туризма "Спутник". Оно поставляло молодым людям путевки внутри Союза и за рубеж через комитеты комсомола. В крае бюро появилось на базе отдела крайкома ВЛКСМ в 1971 году.
Схема работы во всех трех организациях была примерно одинаковая: раз в году составлялся план — сколько людей в каждом регионе нужно отправить в определенном направлении. Плана старались четко придерживаться.
Эффективные бальзамы
До 90-х годов страны, путевки в которые распределял "Интурист", делились на два вида: капиталистического лагеря (Франция, Англия, Япония, Финляндия и др.) и социалистического лагеря (Чехия, Венгрия, Болгария и др.). Путевок второго вида, по свидетельствам сотрудников алтайского "Интуриста" тех времен, всегда было гораздо больше. Но и в целом спрос на путевки всегда был намного выше, чем предложение.
Елена Кузьмина,
директор алтайского "Интуриста" с 1981 года:
Каждый профсоюз сам решал, кто куда поедет, — это определялось по разным критериям. Процесс оформления документов занимал примерно столько же времени, сколько сегодня. Почти каждый день отправлялась группа по 36 человек. В то время экскурсии входили в стоимость тура, и на них не нужно было брать с собой деньги. Турист вообще практически не нес никаких дополнительных расходов: все было спланировано и проплачено заранее. Тогда ведь и обмен валют был ограничен.
Как утверждают современники, в то время заграничные путевки доставались высокопоставленным персонам либо тем, кто был с ними в хороших отношениях. Нередко поездки становились аналогом взятки.
Александр Кононов,
руководивший алтайским "Спутником" во второй половине 80-х:
В нашем регионе примерно 20% путевок распределялось между своими, по начальству. Думаю, в “Интуристе” было то же самое. Ничего ведь не было: ни запчастей на машину, ни бензина, чтобы заправить экскурсионный автобус... Талоны на тот же бензин выдавались мизерные. А я руководил хозяйствующим объектом. Так что эти 20% путевок были своеобразным бартерным товаром. Остальное уходило в комсомол. Там, правда, тоже был свой блат.
Количество зарубежных путевок для краевого "Спутника" Кононову также удалось увеличить путем личных договоренностей. Чтобы туров хватало на бартер, он старался наладить отношения с "головным офисом": возил в столичное отделение структуры книги Шукшина, облепихивое масло, травяные бальзамы и прочие "дары Алтая". Бальзамы помогли: разнарядка для региона выросла в 1,5 раза.
Будь бдителен
Туриста отправляли на собеседование, где проверяли, соответствует ли он "высокому статусу гражданина СССР".
Проверяли общий уровень образования, партийную подкованность и лояльность власти кандидата на выезд. Это делалось, чтобы убедиться, что человек не изменит общесоветским идеологическим убеждениям под влиянием чужой страны.
Заграничные путешествия были одновременно и редким шансом шопинга, и отдыхом, и высадкой на территорию врага.
На собеседовании перед поездкой туристам сообщали о возможных провокациях со стороны иностранцев и советовали не терять бдительности.
Рекомендовали также держаться группами не меньше чем по пять человек.
"В каждой группе находились активисты, которые жаловались на руководителей или своих товарищей по поездке, — что кто-то вел себя аморально, ходил под ручку, скажем, — говорит Александр Кононов. — Доходило до смешного. На одного руководителя группы накатали кляузу в ЦК ВЛКСМ за то, что в Германии он поднял ответный тост за принимающую сторону. Человека пришлось спасать!"
"Горящие" туры за бесплатно
С путевками по России все было намного проще. Их всегда было в несколько раз больше, чем заграничных, и получить такую не было проблемой.
Наталья Гордеева,
нынешний директор "Алтайтуриста":
Самые популярные туры были, конечно, в две столицы и по “Золотому кольцу России”. Вот только путевки на летний отдых все равно были в дефиците — потому что мест размещения было немного. На Алтае туры обычно представляли собой комбинированные варианты: пара дней отдыха на туркомплексе, затем какой-то маршрут — пеший поход, сплав, поездка на лошадях и т. д. Отдых в основном был активным.
Часть цены путевок брали на себя предприятия, и в итоге сам турист оплачивал не больше 30% стоимости. Большой объем предложений и низкая цена делали внутренний туризм очень популярным.
Валентин Ханович,
общественник:
В то время я работал на предприятии АНИТИМ. Ездил в тур на пароходе по Оби, на автобусе по Горному Алтаю до Монголии и обратно, а еще по тому же маршруту на конях. По зарубежным путевкам я ни разу не ездил. А по России поездки были дешевые. Причем уже тогда были “горящие” путевки. Когда их никто не брал, их отдавали бесплатно.
Однако, когда в конце 80-х предприятия перестали субсидировать туры по стране, спрос на них резко упал. Жители СССР были готовы мириться с советским сервисом и инфраструктурными проблемами, потому что все это было задаром, а не за свои деньги.
"Качество советского сервиса на себе испытали многие начиная с клиентов магазинов и заканчивая гостями турбаз. Претензии бывали, конечно, но в основном довольствовались тем, что есть. Потому что обычно это была халява, а альтернативы не было", — комментирует Наталья Гордеева.
Из отчета Алтайского краевого совета по туризму и экскурсиям за 1987 год:
В целом всеми бюро путешествий и экскурсий в 1987 году обслужено 707,7 тыс. человек, что составило 82,3% от плана. Невыполнение плана по объему экскурсионного обслуживания в целом по краевому совету объясняется многими причинами. Затянувшаяся уборочная страда в крае отвлекала большое количество школьников, учащихся ПТУ, студентов на полевые работы и в связи с этим автотранспортные предприятия более двух месяцев практически не выделяли транспорт бюро путешествий и экскурсий. Большое отставание плана приходится и на ноябрь и последнюю декаду декабря. Сложные погодные условия: сильный гололед и сорокаградусные морозы остановили работу Барнаульского и Бийского бюро путешествий и экскурсий на прием. Только поэтому в предновогодние дни бюро потеряли более 20 тыс. экскурсантов.
К африканским берегам
В советские годы особенно престижным считался такой вид путешествий, как круизы. Так, "Спутник" в Алтайском крае предлагал черноморские круизы Одесса — Батуми — Одесса, Киев — Одесса, а также по рекам Сибири и озеру Байкал. Круизы за границу были редкостью. В 1983 году организация отправила в африканский, японский, скандинавский и юго-восточный круизы 145 человек. За первые 10 лет работы (с 1972 года по 1982 год) динамика зарубежного пассажиропотока в целом алтайского отделения "Спутника" была незначительной: в 1972 году в соцстраны отправили 994 молодых туриста, в капстраны — 36; в 1982 году в соцстраны уехали 940 человек, в капстраны — 136.
Факт
Первое путешествие по Телецкому озеру Западно-Сибирский крайисполком организовал в 1927 году для восьми человек из Новосибирска и Ленинграда.
Самое важное - в нашем Telegram-канале