Туризм

Шукшинские праздники - крупнейший PR-проект года

Василий Шукшин для Алтайского края – то же самое, что Александр Пушкин для России – наше культурное все. В этом году ему исполнилось бы 80 лет. Администрация края решила отдать дань памяти писателю-земляку и объявила 2009 год Годом Шукшина, торжественное открытие которого состоялось 23 января в краевом театре драмы. Похоже, власти региона замыслили самый крупный не только культурный, но и имиджевый проект года.

Одними песнями и плясками привередливого российского туриста в Сростки не заманишь.
Одними песнями и плясками привередливого российского туриста в Сростки не заманишь.
Анна Зайкова

Об этом говорит, в частности, тот факт, что в программе Года Шукшина первый раздел называется "Мероприятия по укреплению имиджа Алтайского края". На проведение всех акций шукшинского проекта потратят десятки миллионов бюджетных рублей. Эксперты полагают, что инвестиции будут иметь смысл при условии широкомасштабной информационной кампании на федеральном уровне.

Прямая польза

То, что 2009 год в крае пройдет под знаком Василия Шукшина, стало ясно еще прошлым летом, когда губернатор Александр Карлин подписал соответствующее постановление. Тогда же был создан оргкомитет по подготовке юбилейных мероприятий. В итоговом варианте программы Года Шукшина значатся 77 мероприятий. При этом в ней не указаны объекты, которые будут отреставрированы или построены в Сростках и Бийске, а таких немало: здания школы, библиотеки, Дома культуры, фондохранилища музея, храма Святой великомученицы Екатерины и пр.

Всего, по данным Управления Алтайского края по культуре, на проведение Года Шукшина из краевого бюджета выделено 20 млн. рублей. Дополнительную сумму власти надеются получить из федерального бюджета, соответствующая заявка направлена в Минкульт. Размер ожидаемой помощи не разглашается, однако известно, что если в прошлом году край на проведение шукшинских мероприятий получил из федеральной казны 500 тыс. рублей, то запрошенная теперь сумма превышает предыдущую в несколько раз. Решение по заявке будет принято в Москве в феврале.

Кроме того, часть предусмотренных на Год Шукшина средств будет выделена в рамках краевой адресной инвестиционной программы. Так, на строительство фондохранилища в Сростках будет направлено 17 млн. рублей. На приобретение и установку бронзовой скульптурной композиции, созданной по кинофильму "Живет такой парень", потратят 31,5 млн. рублей. На обустройство Пикета, включая ремонт сцены и обустройство подъема на гору, предусмотрено еще 4 млн. рублей.

Государственные инвестиции в проект "Год Шукшина" должны, по идее, повлечь за собой серьезный экономический эффект. Он может быть прямым, как, например, регулярный ремонт объектов в Сростках. "Нельзя сказать, что благодаря проведению шукшинских мероприятий наше село становится богаче. Но некоторые экономические преимущества, конечно, присутствуют. Благодаря проведению чтений у нас в селе каждый год за счет краевого бюджета ремонтируются дороги", – говорит экс-глава администрации сельсовета Юрий Васильев. К числу такого же рода экономических эффектов относятся ремонт и реконструкция культурных объектов. Выигрывает от этого и местная торговля. "Когда проходят чтения, выручка у нас резко увеличивается – в среднем на 60–70%. В нашей гостинице на этот период все места бронируются заранее, – рассказывает Сергей Зиборов, соучредитель комплекса дорожного сервиса "Калина красная". – Но это продолжается только неделю, а потом все возвращается на круги своя".

Эффект может быть больше

Эксперты полагают, что выгода от проведения Года Шукшина может быть куда более значительной, если, во-первых, организовать широкомасштабную информационную кампанию, а во-вторых, позиционировать Шукшинские чтения, которые станут кульминацией Года Шукшина, как брэндовое событие в Алтайском крае. В этом случае приток гостей существенно увеличится и мультипликативный экономический эффект будет обеспечен.

"Чтобы Шукшинские чтения стали именно событием, их нужно начинать организовывать за год, рекламируя соответствующим образом. Весь этот процесс можно поставить на коммерческие рельсы. Событийный туризм – это специальный бизнес, и заниматься им нужно особенно", – поделилась своим мнением с "ВД" еще летом прошлого года Вера Матюхина, исполнительный директор компании "Спутник-Алтай". Ее поддерживает директор турфирмы "ГЛЭМ-тур" Ольга Ришко: "В России и других русскоязычных странах еще довольно много людей, у которых осталась ностальгия по Шукшину. И они поедут сюда, если чтения станут действительно событием".

Ольга Ришко также говорит, что активность, с которой сегодня заговорили о Василии Макаровиче, должна изменить ситуацию: "Информация стала появляться на федеральном уровне, идет активная, но ненавязчивая реклама. Жителей европейской части страны аккуратно заманивают к нам. Думаю, гостей приедет больше. И они, выбравшись так далеко, конечно, поедут и в Горный Алтай. Уверена, такие волны пойдут". На это надеются все участники условного рынка, построенного на имени знаменитого земляка, поскольку до сих пор они получали доход только в течение небольшого периода Шукшинских чтений.

Первые результаты усилий администрации уже есть. Как сообщили "ВД" в экскурсионно-транспортной компании "Автотур", буквально в ближайшие выходные они повезут группу в Сростки. "Образовательные учреждения начинают целенаправленно работать в этом направлении", – говорят в компании.

Люби свой народ!

Однако остаются пока не решенными и не учтенными ряд других проблем. Основная из них – это отсутствие инфраструктуры. По-прежнему гостям, приехавшим почтить память писателя, не предлагаются дополнительные туры, экскурсии, сопутствующие услуги. По-прежнему сохраняется проблема размещения людей в районе Сросток.

Вызывает скепсис и еще одна сторона проводимых мероприятий – непосредственное содержание информационных материалов и рекламной кампании. До сих пор усилия администрации края в этом направлении носили не слишком творческий характер. Драматургии в запланированных мероприятиях не просматривается и на этот раз. В программе значится стандартный набор культурных "блюд" в виде тематических выставок, гастролей филармонии по краю и прочих концертов. Безусловно, и эти мероприятия нужны. Однако искушенного российского туриста удивить ими будет сложно.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость