Туризм

Участники туристического рынка подводят итоги высокого сезона

Высокий туристический сезон 2010 года оказался гораздо лучше, чем прошлогодний, но сверхуспешных докризисных показателей достичь пока не удалось. Такие выводы делают участники местного бизнес-сообщества, анализируя итоги прошедшего лета. Вместе с тем в этом году на рынке только Барнаула появилось около пары десятков новых тур компаний. Обострившаяся конкуренция привела к появлению невиданных до сих пор скидок со стороны агентств, что нарушило устоявшиеся правила работы на рынке.

Будоражащие скидки

«До докризисного уровня мы, конечно, недотянули, тогда было просто космическое число туристов, — говорит Людмила Иванова, руководитель компании «Пятница». — Однако по всем показателям сработали, безусловно, лучше, чем в прошлом году, — примерно на 20−30%". С коллегой солидарна и директор компании «Скай Вэй» Елена Чупина. Однако она отмечает, что при безусловном росте общего числа клиентов доходность фирмы практически не увеличилась. «Во-первых, потому что в начале сезона традиционно низкий ценник выставлял «Пегас». Во-вторых, в течение сезона продолжался агентский демпинг», — утверждает г-жа Чупина.

Тема предоставления некоторыми турфирмами высоких скидок за счет собственной комиссии особенно громко прозвучала еще весной. Тогда ряд агентств, в большинстве своем недолго работающих, стали предоставлять клиентам дисконт до 10−12% от стоимости тура. Напомним, что влиять на стоимость продукта, установленную туроператором, агентство не в силах, соответственно, скидку оно может делать только в рамках собственной так называемой комиссии, а она максимально может составлять 14−15%. То есть при скидке 10−12% агентство само зарабатывает лишь 2−4%, и это при условии, что оно имеет максимальный размер комиссии. В абсолютных цифрах это не очень большие деньги. И уже весной старожилы рынка забили в колокола: при такой выручке агентство в принципе не способно оказывать качественные услуги, а значит, рынку в целом грозят имиджевые потери. Схожей ситуация была и в соседних регионах.

Информационный шум был большим. Туроператоры даже подписали специальную хартию, в которой провозглашался отказ от предоставления высоких комиссий демпингующим агентствам. Однако вскоре выяснилось, что положения документа никем не контролируются и не выполняются. И шум утих. «Думаю, в этом проявилась особенность нашего туристического рынка — повозмущались и успокоились. Решительных мер предпринято не было. Впрочем, с демпингом в принципе довольно сложно бороться», — говорит Татьяна Сажаева, директор по развитию компании «Охота».

Так что тема предоставления высоких дисконтов утихла, но не исчезла. «По городу и сегодня «бродят» невероятные скидки, — говорит Татьяна Сажаева. — Они подчас граничат просто с минусовой рентабельностью». «Ситуация с агентским демпингом только обострилась», — подтверждает Елена Чупина. При этом скидки стали предоставлять и те компании, которые раньше и мысли такой не допускали и даже выступали против высоких дисконтов. И об этом тоже потихоньку говорят в бизнес-сообществе.

Как на дрожжах

Обострение конкуренции произошло еще и из-за роста числа игроков на нем. По приблизительным подсчетам г-жи Чупиной (она также возглавляет Алтайскую региональную ассоциацию туризма), в Барнауле с начала года открылись около 20 новых агентств. «Причем многие из них непрофессиональные. Менеджеры только бронируют в программе туры, не зная ни стран, ни правил. В итоге мы получили судебную практику, которая пока складывается не в нашу пользу. А это в целом бьет по имиджу турбизнеса», — сетует директор «Скай Вэй».

Участники рынка называют две основные причины появления новых агентств. Первая — это обманчивое представление о турбизнесе как о красивом, малозатратном и сравнительно легком бизнесе. «Но это не так. Необходимо постоянно инвестировать в рекламные туры, в обучение сотрудников, — говорит Елена Чупина. — Просто забронировать тур можно и самостоятельно дома. В агентства идут за нашим опытом и видением».

Другая причина появления новых турфирм — расширение рынка. «Для меня самой это в некотором роде загадка, — говорит Людмила Иванова. — Вроде экономика еще окончательно не поднялась, заводы стоят, многим не платят. Но люди продолжают ездить отдыхать. Число рейсов с учетом вылетов из Новосибирска возросло. И они заполнялись!»

Действительно, именно рост числа отдыхающих одной из причин создания агентства называет Нина Космакова, директор турфирмы «Морской бриз», открывшейся в июле этого года. «Раньше позволить себя отдых, особенно за рубежом, могли только люди с доходом выше среднего. Сегодня уже активно отдыхает средний класс. Число туристов постоянно увеличивается, — говорит она. — Конечно, пока еще рано делать выводы о том, удастся ли нам занять достойное место на рынке, но мы на это надеемся».

Именно молодые агентства, по мнению старожилов рынка, чаще всего грешат предоставлением больших скидок с целью расширить клиентскую базу. Нина Космакова в ответ говорит, что и по ее мнению, такая политика не всегда оправданна: «Мы скидки в 10−12% не даем. У нас бывают акции, но в первую очередь мы ориентируемся на скидки туроператора, например, за раннее бронирование».

Сегодня турфирмы уже активно продают туры осенне-зимнего сезона — в Таиланд и Египет. Прямые рейсы из Барнаула в Паттайю и Шарм-эль-Шейх традиционно организовал «Пегас туристик». Глубина продаж достаточно высокая, особенно по сравнению с прошлым годом, отмечают в агентствах. Остались единицы мест на ноябрь, октябрь весь продан. «Сегодня люди планируют отдых на полтора-два месяца вперед, — говорит Ольга Ришко, руководитель агентства «ГЛЭМ-тур». — А в кризисный период туры покупались за две-три недели». По ее словам, сегодня уже бронируются новогодние туры. А высокая глубина продаж, говорят специалисты, — один из верных признаков устойчивости рынка.

«Число баз удвоилось»

Сергей Кашников,
владелец турбазы «Шамбала»:

Сезон для турбаз айской зоны сложился по-разному: для одних грустно, а для других вполне удачно. Скажем, «Корона Катуни», которая стоит на острове и минимальная стоимость проживания в которой составляла 3,5 тыс. рублей в сутки, хвалится, что сезон выдался удачным. Вместе с тем и базы, предлагающие более дешевое жилье, тоже сработали хорошо. Могу сказать, что мы большую часть лета почти не имели пустых мест. Однако есть базы, которые не могут этим похвастаться.

Но нужно иметь в виду, что за последние два года число баз на этой территории фактически удвоилось — с 40 до 78. Новые комплексы открыли и местные жители, и инвесторы из Новосибирской, Омской областей. А общее число туристов осталось примерно тем же. Они оставляют здесь те же средства, что и раньше, но распределяются эти деньги уже между большим числом баз.

Могу сказать, что люди стали требовательнее, и это правильно. Сегодня большую роль стали играть комплекс и качество тех услуг, которые предоставляются туристу.

Краткая характеристика итогов турсезона по разным направлениям

Турция

Эта страна традиционно оставалась самым популярным местом отдыха. На то, что интерес к ней не снизится, явно рассчитывали и туроператоры в самом начале сезона.

В этом году только «Пегас туристик» три раза в неделю осуществлял прямые рейсы из Барнаула (чуть менее 600 человек в неделю) и ежедневно — из Новосибирска. При этом, как отмечают в агентствах, в мае-июне самолеты еще иногда улетали не полностью заполненными. В июле-августе свободных мест не было ни из Барнаула, ни из Новосибирска. Причем многие барнаульцы, отмечают в туркомпаниях, вылетали и из столицы Сибири.

Белокуриха

Этот сезон владельцев санаториев и отелей города-курорта порадовал. Заполняемость, особенно в пиковые месяцы, была довольно высокой. В некоторых случаях, утверждают в санаториях, потенциальным клиентам приходилось даже отказывать.

Ряд турагентств отмечает, что доля Белокурихи в структуре их продаж уменьшилась, так как санатории стали активно продавать путевки самостоятельно, развивая собственные маркетинговые службы и отделы продаж. Это «ВД» подтвердил, в частности, гендиректор санатория «Россия» Федор Елфимов. Он заметил, что агентская комиссия, которую им приходится платить турфирмам, достаточно обременительна.

Горный Алтай

Этот сезон оказался существенно лучше прошлого. Однако максимальных показателей двух-трехлетней давности ни агентства, ни турбазы добиться не смогли.

Причин тому несколько. Главные — прохладное лето и рост числа туркомплексов. По данным компании «Охота», число баз, гостиниц и санаториев Горного Алтая, предлагаемых туристам, в 2005 году составляло 87, в 2007-м — около 220, в 2010-м — около 650. Участники рынка отмечают, что турист стал более требовательным к качеству обслуживания. Теряют популярность неблаго­устроенные летние домики, и, соответственно, растет спрос на комфортабельное проживание. Минимальная цена проживания на базах Горного Алтая составляла 200 рублей в сутки, средняя базовая стоимость в коттеджах — 800−1300 рублей.

«Бирюзовая Катунь»

Все участники рынка, руководители как агентств, так и средств размещения, говорят в голос: сезон для «Бирюзовой Катуни» был сорван из-за ведения строительных работ. Спрос на отдых здесь был велик, но предложить было нечего: территория была перерыта, не обустроена.

Подписка на еженедельную рассылку самых полезных новостей
Пользователь согласен на получение информационных сообщений, связанных с сайтом и/или тематикой сайта, персонализированных сообщений и/или рекламы, которые могут направляться по адресу электронной почты, указанному пользователем при регистрации на сайте.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость