Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене

Алтайский метеорит: сюрпризы продолжаются. У небесного тела, упавшего 10 января 2007 года на Алтае, есть брат-близнец

Искать его следует в нескольких тысячах километров от алтайского эпицентра падения за рубежом. К столь сенсационному выводу пришли члены общественного научно-исследовательского объединения «Космопоиск», подводя итоги первого года своей работы по поиску и исследованиям «пришельца». В настоящее время объединение пытается получить разрешение на поиски второго эпицентра падения в одной из восточных стран.

— В середине января мы вышли на посольство этой страны и надеемся получить положительный ответ, — сообщил корреспонденту «СК» руководитель «Космопоиска» Вадим Чернобров. — Пока могу сказать, что, по нашим расчетам, там упало точно такое же тело, как на Алтае, только меньших размеров. Падение было в тот же самый день, что и у вас, но на несколько часов раньше, в дневное время*.

И еще одно не менее сенсационное утверждение, сделанное Чернобровым: по своей массе алтайский метеорит — третий среди упавших на территории России за все время наблюдений (после Тунгусского и Витимского).

Таким образом, история открытий, связанных с алтайским метеоритом, о которых мы писали в предыдущих публикациях**, еще только начинается…

Вагончик тронется — и эпицентр останется

Еще год назад, приступив к поискам тела, упавшего на Алтае, Вадим Чернобров выдвинул предположение, что на Землю упали обломки рассыпавшейся кометы. А раз так, то эпицентров падения может быть несколько.

— Тут не надо много фантазировать, — поясняет он. — Очевидцы видели, что много осколков отделялось от основного тела. Но если это комета, она могла начать рассыпаться задолго до вхождения в атмосферу.

В качестве аналогии Вадим Александрович приводит пример с падением кометы Шумейкера-Леви на Юпитер в 1994 году. Эта комета распалась на два десятка осколков, которые летели друг за другом и бомбардировали планету с интервалом в несколько часов. Наблюдавшие эту картину с Земли астрономы назвали комету Шумейкера-Леви кометным поездом.

Наша планета тоже не застрахована от атаки такими поездами, считает Чернобров. Еще больше в своем предположении о том, что эпицентров падения может быть несколько, руководитель «Космопоиска» утвердился, когда в найденном на Алтае следе и осколках метеорита предположительно обнаружились вкрапления кометного вещества.

Из экспедиции — в архив

— Вернувшись из экспедиции в Москву, мы продолжили поиск. Теперь уже архивный, — продолжает рассказ Вадим Чернобров. — И вот благодаря разборке архивов (штудировали все события, относящиеся к 10 января 2007 года) выяснилось, что за несколько часов до падения алтайского метеорита ПВО одной страны были подняты по тревоге якобы в связи с падением иностранного самолета, наблюдавшимся тысячами очевидцев. Войска были приведены в боеготовность и направлены в горы. Искали предположительно американский самолет-разведчик, но не нашли — и история забылась. А мы подумали: военные — люди простые. Им приказали искать самолет, они искали самолет. Но самолетных обломков не было, а все остальное проигнорировали.

История с самолетом была опровергнута информагентствами, но никакой альтернативы этой версии не высказывалось. А мы обратили внимание на то, что в сообщениях мелькали указания на слишком огромный хвост дыма (в самолете столько горючего и материалов нет, чтобы создать такой шлейф), и поняли, что речь идет, безусловно, о тезке алтайского метеорита. Совпадение по времени и по направлению.

Дальше — в горы и снова — в поля

— Если правительство страны, к которой вы обратились, разрешит «Космопоиску» провести экспедицию на своей территории, когда вы туда сможете отправиться?

— Поскольку это гористая местность, не раньше апреля. Скорее, в конце весны — начале лета. Искать под снегом не имеет смысла.

— То есть через год после алтайской экспедиции. А к нам на Алтай вернуться нынешним летом не собираетесь?

— В планах «Космопоиска» официально такой экспедиции нет. Но 1 августа мы приедем в Новосибирск, чтобы наблюдать полное солнечное затмение. И я по разговорам чувствую, что народ после затмения из лагеря под Новосибирском стихийно собрался ехать на Алтай. Так сказать инициатива снизу. А раз так, мы постараемся согласовать это посещение вашего края с нашими планами. Чтобы оно не превратилось в простой сбор осколков, которые еще остались лежать на полях, на обочинах дорог, мы сейчас определяем цели и задачи этой экспедиции.

Громовище, плато и пираты

— Хотите пройти по трассе падения?

— Возможно. Но прежде всего нас будет интересовать весьма любопытное громовище (место, куда часто бьют грозы) в РОдинском районе неподалеку от села Раздольного. Это явление заслуживает того, чтобы его исследовать. И второе, что входит в наши планы, — изучение так называемого метеоритного плато, которое у вас там, очевидно, просматривается.

Ничего подобного в мировой практике до сих пор не встречалось. Считается, что метеориты в одно и то же место не падают. У вас падают. В привезенном с Алтая материале, помимо осколков, которые относятся к январю 2007 года, обнаружены обломки падения 30-летней давности, отнесенного по заключению КМЕТа* к Марковскому метеориту. И есть еще осколки 4−5 метеоритов, принадлежность которых пока не определена.

Кроме того, хотим продолжить работу по созданию местного отделения «Космопоиска» и отсечь пиратские вылазки «черных метеоритчиков». До меня дошли сведения, что по краю ездит какая-то бригада, представляющаяся «Костромой-Космопоиском», то есть нашей региональной группой. Ничего подобного, нет там сейчас наших. Пока это первый случай, когда пираты выдают себя за представителей «Космопоиска» на Алтае. Надо положить этому конец в зародыше.

Где близнец?

В «Космопоиске» не называют страну, с которой в настоящее время ведутся переговоры о проведении экспедиции по поиску двойника алтайского метеорита. Однако по сообщениям информагентств годичной давности можно предположить, что местом его падения является иранская провинция Керман.

Из сообщений СМИ

10 января 2007 года. В западной иранской провинции Керман ведется поиск летательного объекта, который в среду, 10 января, упал и взорвался в труднодоступном горном районе, сообщают иранские СМИ.

Специалисты отрабатывали несколько версий инцидента. По свидетельствам очевидцев, они наблюдали в небе яркую вспышку, затем падение дымящегося объекта. Взрыв от столкновения с землей был слышен в радиусе нескольких километров, сообщили свидетели.

Официальныелица иранской провинции Керман полагали, что это разбился иностранный самолет-разведчик. Однако, как сообщали СМИ, подобные инциденты за несколько дней до случившегося наблюдали жители соседних провинций Йезд и Исфаган.

Специалисты также полагали, что это могло быть падением каменного метеорита, но метеорит при падении не может оставлять за собой шлейф из дыма, говорилось в сообщениях местной прессы.

Администрация провинции стала отрабатывать версию авиакатастрофы, однако представители иранских авиакомпаний и военные опровергали такую возможность.

(По материалам: РИА «Новости»).

Лучшая экспедиция

По итогам открытого голосования экспедиция по поиску алтайского космического тела названа лучшей среди 215 экспедиций «Космопоиска» в 2007 году. В ее рамках было организовано несколько предварительных разведок местности, 2 — 20 мая на Алтае работал большой поисковый отряд (91 человек, включая местных добровольцев). 13 мая южнее с. Раздольного Родинского района были найдены эпицентр и обломки метеорита.

* На Алтае падение произошло 10 января 2007 года около 22.30 в районе села Раздольного Родинского района.

** Есть весомые доказательства того, что на Алтае упал не традиционный метеорит, прилетевший из пояса астероидов, расположенного между Марсом и Юпитером, а кометный — с окраин Солнечной системы или даже из-за ее пределов. В его состав входят те же самые пемзы, которые выпали 100 лет назад как орбитальный попутчик Тунгусского метеорита. «СК» писал об этом в 2007 году в № 20, 21 и 48 в материалах «Угловский» метеорит поменял прописку" (http://altapress.ru/index.php?news_id=12241), «Зачем на Алтае искали метеорит?» (http://altapress.ru/index.php?news_id=12303) и «Автограф кометы"(http://altapress.ru/13391).

*** Комитет по метеоритам Российской академии наук.