Жизнь

Алтайский тренер Владимир Николаев воспитывает звезд россий­ского хоккея

– Ежики! Несите чашки, чай будем пить с журналистом.

– Почему ежики?

– Не знаю почему. Просто ежики. Как я их только не называю. Еще щелкать по носу стал, когда слышу, что матерятся, – говорит Владимир Николаев, тренер детско-юношеской хоккейной школы "Алтай". – Чтоб не ругались, как сапожники!     

Владимир Николаев, тренер детско-юношеской хоккейной школы "Алтай".
Владимир Николаев, тренер детско-юношеской хоккейной школы "Алтай".
Олег Богданов

В "ежиках" у Николаева были и хоккеист омского "Авангарда" Алексей Черепанов, и Иван Вишневский, дебютировавший в этом году в национальной сборной России. Имена его воспитанников уже вписаны в историю российского хоккея.    

Интересное детство 

– Мальчишки приходят ко мне: "А можно записаться?" – "Да я не записываю, – говорю. – Ты приходи, походишь немного, я буду видеть, что ты здесь, тогда запишу тебя". Хоккей – это щелчок: либо люблю, либо не люблю, либо ты остался на всю жизнь в спорте, либо ушел навсегда.

Сейчас модно, когда родители вкладывают деньги в спортивное увлечение ребенка и ждут от него дивиденды. Один наш тренер говорит: "Пацан на горшок еще ходит, а родители говорят ему: „Ты мне в Майами дачу купишь“". Я недавно собрал своих младших на пятиминутку и говорю: "Кто хочет стать звездой мирового хоккея, езжайте в Чикаго. А здесь мы делаем для вас интересное детство". Мои мальчишки знают, где справочная на вокзале, в какую сторону дверь в тамбуре поезда открывается, могут за собой постель заправить. Они физически хорошо развиты, они правильные и девчонок себе правильных находят. Уверен, что и своих детей когда-нибудь они приведут в хоккей.         

Вечером приехал на тренировку посмотреть на одного мальчишку-вратаря. Смотрю, сидит отец одного из ребят. Говорю: "Что, Иваныч, сидел бы ты сейчас дома, а тут этот хоккей". А он: "Лучше я здесь буду сидеть, чем на Канатный возить передачки". Это не золотые слова, но правильные. Родители сейчас потратят свое время на сына, зато вырастет он не просто спортсменом, а человеком. Ну и пусть, что есть провалы. Жизнь – это качели.

Сын полка

– Первым тренером Вани (воспитанник Николаева Иван Вишневский. – Ред.) правильнее назвать его деда. Мама с папой были в разводе, воспитанием внука занимались бабушка с дедушкой. И вот с детского сада дед таскал его на старую коробку "Полимера" около магазина "Маяк" на Потоке. Райончик-то так себе. Лет с трех Иван уже стоял на коньках.

Когда он пришел на коробку "Мотора", начал заниматься с ребятами старше его на два года. Ваня 1988 года рождения, а тогда группы набирались только из ребят 1986 года. Получилась так, что он играл в командах трех возрастов. Сын полка Ванюша у нас был.

От нас он уехал в Хабаровск, потом в Тольятти. А там дублер Третьяка Александр Тыжных предложил Ивану поехать в Америку. Там он немного неудачно начал, в Штатах конкуренция большая. Вернулся. Сейчас Вишневского просматривают среди российских хоккеистов в возрасте 20–27 лет для участия в еврокубках и Олимпиаде в Сочи.

Алтаю есть кем гордиться. Из Бийска ко мне приехал Никита Лямкин, а отсюда его пригласили в новокузнецкий "Металлург". Там же играет Кирилл Щукин. Трое наших мальчишек сейчас  в омском "Авангарде": Никита Молодев, Артем Кора и Максим Костенко. Самый большой успех переживают Никита Клещенко и Женька Свечников, которые сейчас играют в казанском "Ак Барсе". Женьку позвали в молодежную сборную России, уже успешно отыгравшую в Швейцарии, Польше и Чехии. Венька Чукмасов играет в тюменском  "Газовике". Приятно! Звонят мне, а я им говорю: рассказывайте, что есть такая хоккейная территория – Алтайский край и Барнаул.

Главное – не испортить

– Мне нравится, как говорят о канадских хоккеистах: у них нет мест кроме первого. Канадцы чемпионат либо выигрывают, либо проигрывают. Это наши придумали: стал серебряным призером чемпионата мира. Да скажите, что проиграли, не стали чемпионами… Канадские игроки выскакивают на лед и до последней секунды бьются. А у нас настолько результат превыше всего, что семнадцатилетние хоккеисты быстро сгорают. Им по 16–17 лет, здоровье прет, а они уже настолько наигрались, что как маленькие старички выглядят. 

С талантливыми мальчишками работать легко и тяжело одновременно. Главное – не испортить. Ваньку разбуди ночью, он встанет и пойдет играть в хоккей.

Сейчас дети совсем другие. Если посмотреть на то, как далась победа спортсменам с именем, у них  почти у всех была стрессовая ситуация в жизни: мама с папой в разводе, беднота, еще что-то. 

В Европейской России считают, что за Уралом начинается тундра и никакого хоккея дальше нет. А взять любую сборную любого возраста, костяк каждой из них составляют игроки с Урала и из Сибири. Иногда нас ругают, мол, от вас уезжают хорошие игроки. Да уезжают-то не потому, что здесь плохо, а потому, что есть, где еще лучше. В клубах высокого уровня хоккеисты с Алтая  не теряются, а расцветают.

Бывает, у хоккеиста есть дух, а сам он такой корявый. Бывает, есть талант, но характера нет. Когда все в одно сливается, то это звезда. Так бывает редко.

Коротко о себе

– В детстве я ходил в музыкальную школу и на секцию самбо. Это было в Прокопьевске – там я родился и вырос. Потом в городе построили Дворец спорта, и к этому событию приурочили финал "Золотой шайбы СССР". Все пацаны туда рванули. Ну, и я за компанию. 

После школы приехал в Барнаул поступать в институт. Это был 1984 год, краевой и городской хоккей был на высоте: в чемпионате города участвовало 15 хороших команд. Я уж не говорю о первенстве края по хоккею… Отыграв много лет в команде "Мотор", я стал тренером будущих хоккеистов.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость