Бардин и Федоров, которые провели уже около 20 таких "презентаций" фильма – в Москве, Питере, Нижнем Новгороде и Перми, - отметили, что показ в Барнауле "рекордный по количеству ушедших". По мнению Павла Бардина, это связано с тем, что "сами представители таких групп, как правило, не очень нравятся себе в фильме".
Мероприятие прошло без эксцессов, но между группками ушедших с показа бонхедов и антифашистов столкновение все же произошло. К счастью, все обошлось без жертв; некоторые из участников драки оказались в одном из барнаульских РОВД.
Дискуссию, пожалуй, можно считать удавшейся: зрители выражали свое мнение, задавали друг другу и авторам фильма в том числе и "неудобные" вопросы.
Одни благодарили за реалистичность и искренность, другие упрекали в поверхностности и натянутости и передергивании фактов, а некоторые – в том, что эстетика фильма может спровоцировать молодых людей подражать неонацистам.
Антон,
зритель:
Что касается очевидности смыслов в этом фильме - не всё так просто, каждый увидит то, что хочет видеть. Либеральный интеллигент получит один смысл, а некий ксенофобный подросток запомнит шутку про Ж.О.П., но семейная трагедия главного героя будет для него необязательным и не столь существенным элементом. Это выборочное мышление, так что не всё так однозначно.
Павел Бардин и Петр Федоров убеждены, что их фильм ни в коей мере не играет на руку сторонникам фашизма, - потому что "если человек решится убить кого-нибудь, ему не нужно для этого смотреть кино" (Федоров). Режиссер уверен, что фильм получит прокатное удостоверение, и хочет, чтобы фильм посмотрела как можно более широкая аудитория.
Вторая половина дискуссии прошла более спокойно: обсуждали проблемы ксенофобии, толерантности и патриотизма, проблемы сосуществования наций в России, спорили о том, корректно ли понятие "этнической преступности", о проблемах российской миграционной политики, зачастую порождающей и усугубляющей "национальный вопрос".
По словам Юрия Бурцева, руководителя "Центра общественной журналистики" и координатора проекта Frontline в России, это "была самая открытая дискуссия из тех, которые он видел вокруг этого фильма".
Дискуссия продлилась около полутора часов, после чего общение продолжилось в неформальной обстановке – зрители не хотели отпускать Бардина и Федорова, продолжали задавать вопросы, соглашались и спорили, фотографировались на память и приглашали вернуться в Барнаул.
Павел Бардин,
режиссерфильма "Россия 88":
Я хотел сделать такое кино, чтобы каждый человек, посмотрев его, что-нибудь почувствовал и подумал. Не было цели сделать инструкцию или какое-то исследование. В центре внимания фильма – ненависть, которая отрицает любовь. А все остальное вторично…
<…>
Те, кто ушел – их было много для Барнаула – могли бы остаться и сказать свое слово. Они этого не сделали. Ушли, потом тусовались возле здания, потом снова вернулись… Как будто они не знали, что делать. Создается впечатление, что они сами-то не очень осознают, почему они стали скинхедами. Поразило количество скинхедов, которое пришло, с другой стороны – хорошо, что они пришли, значит, они не совсем еще потеряны для общества, и если бы они остались поговорить, может быть, что-нибудь бы изменилось.
<…>
Это определенное явление в обществе, это идеология, и делать вид, что его нет, нельзя. По данным опросов "Левада-центра", около 60% жителей России в той или иной мере поддерживают лозунг "Россия для русских". Это является питательной средой для той субкультуры, о которой мы говорим.
У нас самое большое количество в мире наци-скинхедов: примерно треть от мирового количества живет в России. И статистика убийств у нас самая жестокая.
Петр Федоров,
исполнитель главной роли, сопродюсер фильма "Россия 88":
Нельзя сказать, что сегодня мы услышали что-то новое: было уже очень много разговоров, и оригинальные вопросы, к сожалению, "кончились"… Приятно, что люди разговаривают и слышат друг друга, и если остаются на своих позициях, то все равно есть диалог и это очень приятно и ценно. Это означает "привет всем московским снобам", которые считают за быдло все, что за МКАДом… Ну а те, кто свалили – выглядели, если честно, как массовка из нашего фильма.
Сергей Андреев,
координатор проекта Frontline в Алтайском крае:
Фильм "Россия 88" поднимает проблему ксенофобии. Наше общество дрейфует в сторону наименьшей толерантности. Дискуссия после фильма тоже в какой-то степени показывает то, что слышать друг друга сторонники разных взглядов не очень хотели. Но плюс в том, что это обсуждение произошло. И во второй половине обсуждения мы вышли в конструктивное общение, с попытками понять аргументацию друг друга.
Я считаю, что этой теме общество и правоохранительные органы должны уделять больше внимания, чем есть сейчас. Иначе мы придем в тупик, к самоуничтожению.
Самое важное - в нашем Telegram-канале