Особенная профессия
С детства Гретхен Шнегельбергер мечтала помогать людям. Когда ее спрашивали, кем она хочет стать, когда вырастет, то маленькая Грета часто отвечала: врачом или педагогом.
Сейчас в своей работе я, можно сказать, совмещаю эти две профессии, — улыбается героиня. — Только я не выписываю детям таблетки, а учу их сидеть за столом, общаться со сверстниками и другим полезным навыкам.
Уже два года Гретхен руководит коррекционно-развивающим центром «Буду сам» и занимается с детьми с особенностями развития. С помощью коррекционной терапии специалисты центра помогают ребятам приобрести необходимые для жизни навыки, которые по какой-либо причине не развивались с рождения или развивались неправильно.
Впервые с особенными детьми Гретхен познакомилась еще во время обучения в школе. В качестве вожатой она приехала в детский лагерь, где отдыхали дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Это был мой первый опыт знакомства с особенными ребятишками, и мне очень понравилось общаться с ними! — вспоминает наша героиня. — После смены в лагере я еще больше полюбила свою будущую профессию дефектолога и решила дальше работать с детьми.
Сначала Гретхен проводила частные занятия для детей с ОВЗ. Вскоре желающих стало так много, что даже если бы девушка стала работать больше 12 часов в день без перерывов, она бы все равно не успела помочь всем. И тогда наша героиня решила открыть собственный центр, который назвала «Буду сам».
Результат, который стоит всех усилий
Центр «Буду сам» — одно из немногих учреждений, которое применяет в своей практике методы прикладного анализа поведения — ABA-терапии. Этот подход очень эффективен для детей с аутизмом, задержкой психо-речевого развития и другими ментальными нарушениями.
Задача ABA-терапии — научить ребенка необходимым для жизни навыкам: самостоятельно одеваться, кушать, умываться, общаться, играть со сверстниками и многим другим. Сделать это можно с помощью регулярных поощрений его результатов. Как только малыш правильно выполняет задание, специалист хвалит его или награждает небольшим призом. Ребенок запоминает положительный опыт и в дальнейшем с радостью его повторяет.
Также в центре активно занимаются развитием речи, ведь большинство детей, которым требуется помощь, имеют задержку речевого и психо-речевого развития. С ними занимаются логопед, дефектолог и ABA-специалист.
Чтобы ребенок заговорил, требуется вложить немало сил, — рассказывает Гретхен. — В первую очередь необходима работа над пониманием речи, ведь если малыш не будет понимать, что ему говорят окружающие, он и сам не заговорит. Также наши специалисты развивают фонетический слух и работают над произношением звуков.
Предпринимательница вспоминает своего недавнего подопечного — четырехлетнего мальчика. Его семья специально приехала в Барнаул из дальнего уголка Алтайского края, чтобы их сын мог пройти курс интенсивных занятий в центре «Буду сам». Программа рассчитана на 100 часов работы — это ежедневные занятия с понедельника по пятницу по четыре часа в течение четырех-пяти недель.
Мальчик не разговаривал и понимал речь лишь на бытовом уровне, то есть только тогда, когда его звали есть или спать, — рассказывает Гретхен. — При этом ребенок был очень целеустремленным и с большой охотой посещал все занятия в течение месяца. К концу «интенсива» он уже великолепно понимал речь и стал разговаривать. А спустя месяц родители признались, что не узнают своего сына — он говорит целыми предложениями и фразами! Такие успехи стоят всех потраченных усилий!
Общаться не страшно
Занятия в центре «Буду сам» проходят как индивидуально для каждого ребенка, так и в небольших группах до четырех человек.
В первом случае специалист разрабатывает индивидуальный план, согласно запросу родителей. Предварительно они заполняют анкету, в которой рассказывают об основных умениях ребенка, его увлечениях и страхах. А также приходят вместе с ребенком на личную консультацию со специалистом, в ходе которой определяют направления работы и удобный график занятий.
Групповые занятия направлены на развитие навыков общения и работы в команде.
Как правило, инициатором общения всегда выступает специалист. Он показывает ребенку, что играть с другими детьми вовсе не страшно и очень даже здорово, —- рассказывает руководитель центра. — Например, сначала малыша учат просто катать мяч. Затем напротив него садится специалист. Когда ребенок понимает, как взаимодействовать с другим человеком, к нему подсаживают уже другого ребенка. У них появляется интерес, улыбки, смех. И в следующий раз ребенок уже сам берет мяч и подсаживается к новому другу.
Дополнительно центр «Буду сам» предлагает подготовку детей к школе. Специалисты учат навыкам чтения и письма, проводят творческие мастер-классы и занимаются социально-эмоциональным развитием ребенка.
Движение вперед
В 2024 году коррекционно-развивающий центр «Буду сам» впервые участвовал в региональном этапе Всероссийского конкурса социально ответственных инициатив предпринимателей и СОНКО «Мой добрый бизнес-2024». Проект занял первое место в номинации «Молодой предприниматель» и стал значимой победой для Гретхен.
В конкурсе участвовали очень сильные проекты и каждый был по-своему важен для развития Алтайского края, — делится впечатлениями героиня. — Победа нашего центра в конкурсе — это признание наших заслуг и доказательство того, что мы движемся в правильном направлении.
Самое важное - в нашем Telegram-канале