Жизнь

Барнаулу всё-таки нужно немного антисоветчины

Как известно, наконец-то найдены деньги на памятник жертвам политических репрессий. Камень в честь этого памятника был заложен на площади Свободы еще в прошлом веке. Он второе десятилетие сиротливо стоял в заброшенном сквере у ободранной доски почета, скромно ожидая, когда же, наконец, его сменит настоящая скульптура.

Фрагмент памятника В.И.Ленину. Барнаул, площадь Октября.
Фрагмент памятника В.И.Ленину. Барнаул, площадь Октября.
Михаил Хаустов

Тут изредка собирались люди, чтобы почтить замученных коммунистическим режимом. Приезжали сосланные немцы и калмыки. Приходили обиженные нынешней властью. Иногда там выпивали барнаульцы… Но чаще всего место это было пустынно, словно город стыдился его и не замечал вовсе. Нет – и голова не болит.

И вот свершилось. Нашлись деньги на реальный памятник. Анатолий Щетинин безвозмездно начал отливать скульптуру из бронзы по макету своего отца. Но откуда не возьмись, пришла барнаульская общественная палата, которая "дров не рубила, воду не носила, кашу не варила", но ложку достала: предложила уйти от названия памятника жертвам политических репрессий и рассмотреть вопрос о переименовании скульптуры в памятник "всем безвинно погибшим в 20-м веке".

То есть, всем, кто погиб, допустим, по прихоти Роберта Индриковича Эйхе или кого ненароком, может быть, как-то задел Виктор Николаевич Пепеляев.

То есть, как говориться, сложи русских с черногорцами и о-го-го – сто миллионов славян получится.

Я не вдавался в тонкости происхождения членов нашей городской ОП, не знаю, сколько у них там родимых пятен, в какой политической организации они состояли до 1991 года – ну, не было у нас в стране люстрации, чего уж теперь. Только знаю одно, это их желание переименовать памятник, который они не строили, не пробивали, не скидывались на который деньгами, это их желание как раз из тех самых репрессивных лет и растет, из идеи большевиков переписать то, что они не строили, не переписать, а просто зачеркнуть кусок истории и сделать вид, что ничего подобного не было.

Не было Самары, не было Лубянской площади, не было Конюшенного переулка. А вдруг, откуда не возьмись, взялись какие-то Куйбышев, площадь Дзержинского и Красноармейский проспект. Почему, зачем? Какое отношение имеет Ленин к главной улице Барнаула? В чем фишка-то названия? В чем история? Если спросит ребенок: "Папа, а почему этот проспект называется Социалистическим?", я должен какую легенду изобретать? На этой улице, мол, в старину, были ряды социалистов, они сидели в лавках и ковали светлое будущее, как бронники в Москве на Малой Бронной ковали доспехи. Так, что ли?

Барнаул просто пропитан насквозь коммунистической топонимикой. Куда не ткнись – всюду оно. И никого ведь это не смущает. И никто не собирается переименовывать памятник павшим за советскую власть в памятник "всем павшим за власть" или в памятник "всем павшим в гражданской войне". А чего, давайте свинтим с этого столпа на Ленинском серпы с молотами, допишем имена белогвардейцев на доску, и так ловко примиримся. Глупо? Ну так это же в стиле той идеи, которую двинула городская ОП.

Единственное место в городе с антисоветским название – площадь Сахарова. Зато коммунизма – от речпорта до самых до окраин.

Давайте уже уравновешивать. Я не спорю, у улицы 50 лет СССР нет никакой другой истории. Она так названа потому, что была построена к 72-му году. Это ее имя, и генсек с нею, и с подобными, построенными в годы пятилеток - раз построены, возведены, созданы - пусть будут, нечего трогать. Но те, что имеют более долгую историю – верните им возраст, верните им имя. Слабо?

И не зарьтесь на имя памятнику, которое уже выстрадано тем сиротливым забвением, которое терпеливо выдерживал камень на площади Свободы (кстати, бывш. Соборная, имя это практически ровесник Барнаула – 1750 год!).

Не думаю, что настоящие патриоты своего города так легко бы отмахнулись от его истории. К сожалению, у нас в Барнауле практикуют именно антипатриотичные, всемирнореволюционные идеи 20-х годов 20-го века, когда, собственно, и происходили массовые переименования топонимов (исторически обоснованных, имеющих какую-то легенду) в названия "ни о чем" и рушились старые памятники. Прекрасный тому пример высится в Костроме (город, между прочим, хотели в 20-е переименовать в Ленин-на-Волге, но нашлись, видать, другие общественики, замылили этот вопрос): огромный постамент памятника 300-летия дома Романовых, на коем должна была стоять целая скульптурная группа, нагрузили малюсеньким, диспропорциональным Лениным, который по традиции показывает куда-то туда, наверное, туда же, куда и Сусанин...

Так ведь и сейчас товарищи из барнаульской ОП хотят того же. Переименовать то произведение, которое задумал уже умерший скульптор именно как памятник жертвам политических репрессий. Ну как так можно?

Товарищи, если вам так мила память о павших борцах за советскую власть, вы лучше гляньте на лицо Ленина, памятники которому стоят на одноименно проспекте. Сходите на ВДНХ и посмотрите, во что превратился тамошний Ильич. Сделайте же что-нибудь во спасение этих мест красного культа. А то верующие с жертвеными цветами идут на алтарь, а там страх-то какой. Или сообща Октябрьскую площадь у бывш. ДК БМК подметите, ведь в таком символичном месте ушедшей эпохи уже "сугробы" строительной пыли прямо на тротуаре!..

Да, а если вы боитесь, что Роберта Индриковича Эйхе, замучившего в Западной Сибири десятки тысяч безвинных, не будет касаться название памятника жертвам политических репрессий, то вы глубоко ошибаетесь. В 1938 году и он пошел по этапу, да и другие борцы за советскую власть тоже. Это и им будет памятник…

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость