Жизнь

Человек-паук или сломанный подросток? Психолог рассказала, почему мультфильмы способны травмировать ребенка

Мультфильмы как витаминки для детской души: в правильной дозировке укрепляют и развивают, а в избытке – отравляют. Последствия могут проявиться в любой момент – в подростковом возрасте, во взрослой жизни, порождая страхи, тревоги и исковерканное восприятие реальности. Клинический психолог Мария Заречнева объяснила, как распознать «плохой» мультфильм и спасти детскую психику от скрытой угрозы. Подробнее – в нашем материале.

Кадр из мультфильма "Зима в Простоквашино".
Кадр из мультфильма "Зима в Простоквашино".
СС0.

Скрытая угроза

Фильмы и мультфильмы, содержащие элементы жестокости, насилия, тяжелых заболеваний и прочего травмирующего контента, несут потенциальный риск для детской психики.

Как отмечает Мария Заречнева, даже такие сцены, как показ мертвых родителей главного героя в «Тарзане», могут иметь разные последствия в зависимости от возраста. Десятилетний ребенок уже осознает наличие смерти и способен воспринимать ее как данность. Однако для четырехлетнего малыша подобное зрелище может стать причиной развития кошмаров.

В категорию «плохих» мультфильмов психолог также относит те, которые демонстрируют опасное поведение или дают сомнительные советы, особенно если в них показывают эксперименты или действия, которые не следует повторять в реальной жизни, и при этом отсутствует предупреждение о возможных последствиях.

Мультфильмы с напряженной атмосферой, тревожной музыкой, избыточными спецэффектами, а также те, что ориентированы на взрослую аудиторию (даже если они выполнены в анимационной форме) для детей нежелательны.

«В моем детстве был популярен мультсериал «Happy Tree Friend». Несмотря на миловидную рисовку персонажей, он содержит сцены насилия и жестокости и предназначен именно для взрослых. Но при этом его часто смотрели дети. Им нельзя показывать подобное», – говорит Мария Заречнева.

Грустный ребенок
Freepic

Возраст имеет значение

До двух лет дети особенно чувствительны к мультфильмам. В этом возрасте их нервная система только развивается и реагирует на мелькающие и красочные образы чрезмерным возбуждением. Эксперт пояснила, что малыши воспринимают происходящее на экране лишь как череду картинок – они не улавливают сюжет и не извлекают из него какого-либо обучающего смысла из-за незрелости.

Для гармоничного развития детей рекомендуется начинать просмотр мультфильмов примерно с трехлетнего возраста. Чтобы сбалансировать пользу и вред, родителям следует ввести ограничение на время просмотра. Мария Заречнева советует 15-20 минут в день для детей трех-четырех лет с простыми и законченными эпизодами, а для тех, кто постарше – допустимы уже полнометражные, но без злоупотребления: чем меньше, тем лучше для их общего благополучия и развития.

Крайне важно внимательно подходить к выбору контента. Не нужно включать то, что родители не видели сами. Совместный просмотр с ребенком с комментированием сюжета, объяснением морали, формированием критического мышления и нравственных ориентиров сделает просмотр гораздо полезнее.

Семья перед телевизором.
CC0

«Обсуждение сюжета – отличный инструмент для воспитания. Расспрашивайте детей об их впечатлениях и чувствах, просите пересказать увиденное. Это стимулирует развитие речи и памяти. Кроме того, обмен личными воспоминаниями из детства укрепляет связь между родителем и малышом», – говорит Мария Заречнева.

Чрезмерное увлечение мультфильмами может исказить детское восприятие мира, потому что их зачастую более привлекательная и красочная картинка способна затмить реальность. Но совместный просмотр с родителями и разъяснения о вымышленности происходящего помогают избежать таких ситуаций.

«Серьезные трудности с разграничением мультфильмов и реальности могут указывать на проблемы с психикой. У малышей трех-четырех лет вера в фантастические способности из мультиков, например, в умение летать – просто временное явление, которое пройдет. Но ребенок испытает разочарование, когда столкнется с реальностью», – добавила Мария Заречневая.

Ролевые модели

Мультфильмы оказывают сильное воздействие на детей. Ребята часто сравнивают себя с персонажами, что помогает им лучше понять себя. Они также склонны копировать поведение героев, даже если оно не всегда правильно. С другой стороны, мультики могут развивать в детях сочувствие, умение дружить и различать хорошее и плохое. Кроме того, дети могут «заражаться» эмоциями героев и подражать им, а также поддаваться внушению, стремясь стать похожими на своих кумиров.

«Если семилетний ребенок считает себя Человеком-пауком, это нормально. Но если такое происходит с четырнадцатилетним подростком, это уже тревожный знак. Дети должны понимать, что они – отдельная личность», – говорит Мария Заречнева.

Мальчик с игрушками.
freepik.com/mdjaff

Звоночек

Психолог отметила, что мультфильмы, хоть и не всегда, оставляют след в жизни ребенка. Порой взрослые вспоминают, какие последствия проявились в их более зрелом возрасте после «плохих» просмотров. Чаще всего это тревожность и страхи, такие как боязнь высоты или глубины.

«Я сама пережила подобное: в детстве меня пугал мультфильм «Карлик Нос», но я молчала об этом и продолжала смотреть, из-за чего плохо спала. Конечно, это не сломало мне жизнь, но в детстве было очень тяжело. Когда я выросла, спросила у родителей, зачем они мне его показывали. Они думали, что он мне нравится», – рассказывает спикер.

Определить, какие мультфильмы могут навредить психике ребенка, довольно легко. Психолог обозначила несколько распространенных тревожных сигналов.

Если ребенок, подражая тому, что увидел, проявляет агрессию, ломает вещи и бросает предметы, если яркие и возбуждающие картинки перед сном приводят его к бессоннице, вялости и общему нервному напряжению – уже стоит задуматься. К тому же, чрезмерное увлечение мультфильмами в одиночестве и отсутствие общения с родителями могут привести к замкнутости, дефициту общения и трудностям в социализации.

«Если вы замечаете эти признаки у малышей, значит стоит обратить внимание на сюжеты мультиков, которые они смотрят», – говорит Мария Заречнева, – Не нужно это игнорировать».

Мама и маленькая дочка.
freepik.com/teksomolika

Мультфильмы также вызывают зависимость. У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, быстрая смена визуальной информации может усугублять симптомы, затрудняя концентрацию.

Предотвратить зависимость можно, контролируя время, которое ребенок проводит за просмотром. Мультфильмы – не зло, просто нужно знать меру.

«Если же ребенок уже не отрывается от экрана, в этом случае поможет ограничение времени. Но делать это нужно постепенно, – говорит Мария Заречнева, – Сразу же ввести жесткие ограничения – значит спровоцировать бурю протеста, скандалы и истерики. Поэтому важно плавно снижать время просмотра, но не просто убирая мультики, а предлагая альтернативу: новые занятия, игры, интересные активности, которые отвлекут ребенка».

Подпишитесь на Алтапресс в Телеграме и в Max

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость