Такие меры безопасности на окраине маленького подмосковного городка бывают только в эти дни. Раз в два года в середине августа сотни тысяч москвичей и других россиян приезжают в подмосковный Жуковский на авиасалон МАКС, чтобы посмотреть на новинки отечественного и зарубежного авиапрома…
На любой вкус
МАКС – это многочисленные выставочные павильоны и выстроенные в ряд летательные аппараты. Экспонаты на любой вкус: от скромных бипланов до грозных боевых машин.
– Это гордость Российской армии, – указывает на Ка-52 "Аллигатор" краснощекий офицер в камуфляже. Он неожиданно легко соглашается попозировать перед телекамерой, готов ответить на вопросы, но речь и координация движений ему даются сложнее. Становится понятна причина красноты щек и тяги к общению. Офицера вовремя увели подальше от лишних глаз и "гордости Российской армии".
Многие (и я в том числе) в тот момент позавидовали красным щекам офицера – все пять дней на МАКСе выдались дождливыми и холодными. Добавьте к этому неприятный ветер, который гулял по чистому полю аэродрома в Жуковском. Что, впрочем, не помешало за пять дней собрать на МАКС 550 тысяч человек.
Высокая цена
Главной приманкой для зрителей стал новый российский гражданский самолет Sukhoi Superjet 100. Он разработан компанией "Гражданские самолеты Сухого" совместно с Boeing и пока считается главной надеждой отечественного гражданского авиастроения. Широкой российской публике самолет, который должен появиться на коммерческих линиях в 2010 году, показали впервые.
Полтора часа в очереди под холодным ветром и моросящим дождем – плата за взгляд на новинку изнутри. Цена, прямо скажем, завышенная.
Внутри сверхновая разработка не поразила ни новизной интерьера, ни комфортностью кресел без подголовников с боковой поддержкой – этой приятной опцией уже оснащена большая часть современных зарубежных самолетов. Неприятно удивили дешевая пластмассовая обивка и отсутствие индивидуальной вентиляции.
– Зато в салоне воздух чистый, полки для багажа просторные, а проходы широкие – такие, что в них разойдутся проводник с тележкой и пассажир, – парирует во время осмотра самолета менеджер компании-производителя. Я подумал, что, в конечном счете, все эти подголовники и проходы не так важны: лишь бы летал надежно.
Главного не дождались
В это время на летном поле как раз начались демонстрационные полеты SSJ-100. Красочная летная программа с участием истребителей, вертолетов и гражданских самолетов – еще одна приманка для зрителей.
– В первый день летали больше и интереснее: приезжал Путин, – поведал мне на выходе из самолета-"надежды" Анатолий, студент Московского авиационного института. Пропуск ему оформили знакомые, на выставке он с первого дня и уже не один раз обошел выставочные павильоны и выставленные на обозрение 740 образцов авиатехники.
Вообще-то, Анатолий, как и другие, ждал выступления "Русских витязей". Его, как известно, отменили, из-за столкновения на репетиции двух Су-27 и гибели командира авиаотряда Игоря Ткаченко. Тему аварии участники МАКСа старались не поднимать, но в воздухе чувствовалось сожаление, смешанное с напряжением, – как бы снова чего не вышло. Говорят, "Витязи" рвались в небо, но организаторы были против (в последний день салона группа все же совершила круг почета в небе. – Прим. авт.).
Герой из прошлого
В отсутствие "Витязей" главной звездой стал вовсе не "суперджет" и не единственная иностранная новинка выставки – французский истребитель Rafale.
Настоящим героем авиасалона стал самолет, разработанный в 1960-х годах. Сверхзвуковой Ту-144 – самолет из далекого прошлого, но внешне больше похож на экспонат из будущего. После двух катастроф в 1978 году единственный советский пассажирский сверхзвуковой самолет навсегда прекратил рейсы.
В Жуковском выставили один из нескольких уцелевших экземпляров Ту-144. Во время салона к нему выстраивались серьезные очереди, которым наверняка завидовали разрекламированные новинки авиасалона.
Это мне показалось симптоматичным: прошлое отечественного авиастроения пока смотрится гораздо интереснее настоящего и будущего.
Справка
400 рублей – самый дешевый салат в кафе на МАКСе. За тысячу рублей можно было пообедать горячим блюдом. Для тех, кто предпочитает подешевле, единственная альтернатива – сэндвич с ветчиной и сыром за "демократичные" 150 рублей.
$ 10 млрд. – на такую сумму подписано контрактов и соглашений в ходе МАКС-2009. Это втрое больше, чем на МАКС-2007.
711 компаний из 34 стран приняли участие в авиасалоне. 436 из них – российские.
Самое важное - в нашем Telegram-канале