Корреспондент издания вышел на продавцов базы на Митинском радиорынке в Москве. За 10 тыс. рублей он приобрел флешку с так называемой "Базой негодяев". На флешке, в частности, были данные федерального скоринга (межбанковский черный список клиентов).
Так, в категории "террорист" обнаружились 4 тыс. 195 человек, среди которых нашелся ликвидированный в 2006 году российскими спецслужбами командир чеченских боевиков Шамиль Басаев.
В базу угодили и сами сотрудники спецслужб. По базе можно узнать домашние адреса, паспортные данные, рабочие и мобильные телефоны как минимум 1,5 тыс. "чекистов", в том числе сотрудников засекреченных подразделений — оперативно-поискового управления и управления "В" Центра информационной безопасности, которое входит в департамент контрразведки ФСБ.
"Среди "негодяев" много пенсионеров ФСБ, которые проходят по категории "злостный неплательщик". Тут же можно прочитать и оперативные комментарии коллекторов: "Постоянно врет и изворачивается", "Чистый мошенник", "Делает вид, что не работает телефон", "Дочь сообщила, что отец взял в долг у половины города и все проиграл в казино", — говорится в материале.
Помимо скрывающихся от коллекторов чекистов, в негатив попали и сотрудники ФСО, взявшие кредит в "Русском стандарте". Президентских охранников набралось 90 человек.
Также в базе оказались криминальные авторитеты – всего 89 человек. Например, Валид Лурахмаев по прозвищу Валидол. В базе числятся и недавно арестованный за вымогательство Захарий Калашов (Шакро), и убитый в 2013 году Аслан Усоян (Дед Хасан), которого в черный список внес "Хоум Кредит энд Финанс Банк".
В черных списках оказались 28 бывших депутатов Госдумы, напротив некоторых имеется пометка "судимость". В "негодяйские" списки также попали 4 тыс. 826 сотрудников МВД, 557 — ФСИН, 106 — ФСКН, 529 прокуроров, 171 следователь и 9822 военнослужащих Минобороны.
Также там значатся люди, которым отказано в кредитах по причине алкоголизма, наркомании. Отказывают также ВИЧ-инфицированным. Некоторые занесены в базу с пометкой "не внушает доверия".
Немалый интерес вызывает графа "комментарии", в которой менеджеры банков на глазок оценивают потенциальных заемщиков: "явился в банк под кайфом", "от него дурно пахнет", "не помнит домашнего телефона", "подозрительный тип, явно кредит берет не себе – отказать", "внешне противный и наглый", "пришел пьяный, сказал, что гендиректор ООО. Позвонили на работу — там все пьяные. Потом позвонили домой. Трубку взяла жена, по голосу тоже никакая", "квартира опечатана, убит отец. Клиент не найден".
Согласно российскому законодательству, за разглашение банковской тайны с корыстной целью виновному грозит штраф до 200 тыс. рублей или лишение свободы на срок до 5 лет, а в особых случаях и до 10. Однако руководство банков, как показывает практика, редко выносит сор из избы, и нечистоплотных работников, допустивших утечки, просто тихо увольняют.
Издание направило несколько официальных запросов в упоминавшиеся в "Базе негодяев" российские банки, большинство ответов свелось к тому, что в организациях все под контролем и никаких утечек не было, пишет znak.com.
Справка
Скоринг — это специальная компьютерная программа оперативной оценки клиента (потенциального заемщика), которой пользуются банки и микрофинансовые компании. В "Федеральный скоринг" внесены не только недобросовестные заемщики банков, но и оперативная информация российских силовых структур на международных террористов, людей, находящихся в федеральном розыске и судимых за различные преступления. Другими словами, этот такой межбанковский черный список клиентов.
Самое важное - в нашем Telegram-канале