Жизнь

Дарьины чесанки. Их носят и в Москве, и в Новом Уренгое

– Я и представить себе не могла, что буду валенки катать, – говорит Дарья Губанова. Производство народной обувки она развернула прямо на дому, в барнаульской квартире.

Дарья Губанова катает валенки.
Дарья Губанова катает валенки.
Анна Зайкова

Дочь помогла

– Все началось с рождения дочери Эвелиночки. Подумала: во что я ее обую? На базаре валенки продают жесткие да и некрасивые. И… решила попробовать сделать сама. Нашла в Интернете видеоуроки, купила шерсть и начала катать первую пару. Правда, эти валеночки оказались впору только кукле – не учла, что шерсть сильно ужмется…

Апельсиновые с пчелками, зеленые с ромашками и розовые с котятами – кутюрье-пимокат Губанова одинаковых валенок не делает принципиально. За полтора года ее коллекция пополнилась тридцатью моделями.

– Вообще-то, это не совсем валенки, а чесанки. Знаете, в чем отличие? На большое производство шерсть привозят прямо с овцы, грязную, нечесаную. Чтобы жир снять, вымачивают ее в серной кислоте. А я свои валеночки делаю из уже вычесанной крашеной шерсти. Они на ощупь получаются гораздо мягче фабричных, комфортнее. В старину чесанки себе могли позволить только знатные люди.

Чтобы валенок звучал

Дарья достает из большой коробки пушистую кипу шерсти, берет выкройку, которая по размерам в несколько раз больше будущего валенка.

– Вот смотрите, на выкройку шерсть накладываем тоненькими слоями, – посвящает в секреты промысла Даша. – Смачиваем каждые два-три слоя мыльной водой и хорошенько прикатываем руками, чтоб свалялась. На валенок нужно слоев двадцать шерсти положить, иногда на это целый день уходит.

Тонкая шерсть сахарной ватой ложится на выкройку, покрываясь пушистыми облаками мыльной пены. А дальше начинается совсем не женский труд. Пять-шесть часов будущий валенок с усилием мнут и скручивают в кипятке, сменяя его холодной водой.

– Вообще-то, валенки мужики в бане катают. А я устраиваю в кухне парную, надеваю две пары перчаток, чтоб руки не обжигать, – и вперед, – улыбается Даша. – В деревне дед один мне рассказывал, как раньше катали, инструменты показал. Вот помнешь валенок, потом наденешь на колодку (ее муж сделал) и дубасишь молотком деревянным, чтоб форму придать. Поначалу муж помогал – руки-то у меня устают, а сейчас он работает допоздна.

В кипятке валенки стремительно тают в размерах.

– Как определить, что валенок готов? Звук от него должен идти при щелчке, как от спелого арбуза. Звучит – значит, порядок. А еще воды можно внутрь налить. "Плачет" если валенок – стало быть, валять и валять еще, – говорит Даша.

Полуторагодовалая Эвелина старается помочь маме – залазит пухленькой ручкой в мыльный раствор, подает полотенце.

– Вооот, поэтому я днем валеночки и не делаю, – смеется Даша. – Уснет моя девочка в девять, а я на кухню, и часов до двух ночи валяю.

Пока Даша катает только дет­ские валенки, до 17 сантиметров по стельке. Говорит, все никак не решится свалять на взрослого – сил больше нужно, да и шерсти уйдет полтора килограмма.

– На следующую зиму попробую сделать для себя, – говорит Даша. – А если получится, может, и взрослым на заказ валять начну.

Сохнут валенки долго, четыре-пять дней. А потом Дарья украшает их кружевом, мехом и шерстяным рисунком, который выбивает специальной иглой.

– Часто просят нарисовать котят. А еще в моде розовый цвет – как девочка, так обязательно такие валенки заказывают. Поэтому своей доченьке я рыжие валеночки сваляла. И пчелкой украсила.

От Москвы до Канады

До того, как уйти в декрет, Даша работала в детско-юношеском центре методистом по компьютерным технологиям.

– Сначала катать валенки на заказ у меня и в мыслях не было. Само как-то получилось. Сыну подруги сваляла, потом еще одной знакомой. Фотографии выставила в Интернет, и вдруг посыпались заказы, – говорит Даша. – Делала для мальчика из Нового Уренгоя, девочке из Екатеринбурга, но большая часть валеночек отправилась в Мос­­кву.  Барна­уль­цы прак­ти­че­с­ки не заказывают, наверное, считают, что дорого. Пара моих валеночек стоит полторы-две тысячи рублей, но половина этой цены – стоимость шерсти. В Москве детские валенки, полностью изготовленные вручную, стоят пять-шесть тысяч.

Овечью шерсть Даша заказывает в подмосковном Троицке – там находится крупнейшая в России камвольная фабрика. Полторы тысячи рублей сейчас стоит килограмм материала.

– Цены у нас намного выше, за сто граммов шерсти нужно отдать больше двухсот рублей. Вообще, валяние сейчас очень модное занятие, наверное, в декрет стали больше уходить, – смеется Даша.

Очередь на Дашины валенки расписана на полгода вперед. На следующую зиму – уже больше пятидесяти заказов. Интересовались даже из США и Канады. А недавно поступило предложение свалять десять пар валеночек для обувного магазина в Новоалтайске. Но пока за месяц Даша успевает изготовить только шесть пар.

– В этом году буду и летом валять, чтобы успеть всех к зиме обуть, – говорит она.

Цитата

– Для меня это не работа скорее, а творчество. А вот на заводе валенки делать точно бы не смогла. Слишком однообразно.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость